Разделы

Бизнес Законодательство

Александр Гусев: ГАС "Правосудие" - во всех судах

Прошедший год позволил подвести первые итоги информатизации судебной системы России. О том, каких результатов удалось достигнуть судам общей юрисдикции, какие новые возможности появились у граждан страны в связи с внедрением информационных технологий в деятельность судов рассказал в интервью CNews Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Гусев.

В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования. Все суды областного уровня, территориальные органы Судебного департамента, более половины районных судов имеют устойчивый доступ в Интернет. Началось создание ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства.

Вместе с тем, значительное увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, как в объемах, предусмотренных программой, так и в связи с изменением действующего законодательства, за прошедшие 5 лет потребовали создания дополнительных автоматизированных рабочих мест, в связи с чем в судах областного звена фактическая обеспеченность компьютерной техникой составляет 95%, а в судах районного звена — 60%.

На сегодняшний день ГАС «Правосудие» является одной из самых крупных в России по количеству объектов информатизации и охвату территории территориально-распределенной автоматизированной системой с большим количеством функциональных подсистем и задач.

В результате реализации программы:

  • разработан системный подход и единая политика решения задачи информатизации судов,
  • заложена основа для формирования единого информационного пространства всех федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и материально-технической базы ГАС «Правосудие»,
  • созданы условия для формирования и накопления информационных ресурсов судебной практики и банков судебных решений,
  • обеспечено представительство всех судов общей юрисдикции в Интернет.

Таким образом, задачи по информатизации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2004-2006, выполнены.

CNews: ГАС «Правосудие» состоит из 27 подсистем. На конец 2005 года было разработано 15 подсистем, которые проходили апробацию в специально выбранной опытной зоне — городе Санкт-Петербурге. В ноябре 2006 года госкомиссия дала заключение о том, что созданная ГАС «Правосудие» с положительными результатами прошла проверки и готова к постоянной эксплуатации. Означает ли это, что на данный момент все 27 подсистем разработаны, выдержали опытную эксплуатацию, и в ближайшее время будут внедряться во всех субъектах РФ? Существует ли план такого внедрения? Когда оно начнется и на какой срок запланировано его окончание?

Александр Гусев: В 2006 году была завершена разработка всех 27 функциональных подсистем. В течение года была проведена их опытная эксплуатация в судах общей юрисдикции всех уровней и в органах Судебного департамента. В полном объеме опытная эксплуатация ГАС «Правосудие» проводилась в Брянской области: Брянский областной суд, 33 районных (городских) суда, Брянский гарнизонный военный суд, управление Судебного департамента в Брянской области. На всех объектах были развернуты комплексы средств автоматизации с подсистемами ГАС «Правосудие», был организован региональный фрагмент подсистемы связи и передачи данных ГАС «Правосудие». Ход работ по развертыванию и опытной эксплуатации ГАС «Правосудие» контролировался судейским сообществом в лице Комиссии по информатизации и автоматизации работы судов Совета судей Российской Федерации.

Сформированная в соответствии с приказом Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 538кд государственная комиссия провела приемку работ по созданию ГАС «Правосудие» и сделала вывод о ее готовности к широкомасштабному внедрению и постоянной эксплуатации.

Следующим этапом ГАС «Правосудие» на 2007-2011 годы должно стать создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента с целью оперативного представления информации о деятельности судов общей юрисдикции, обеспечения доступности и прозрачности российского правосудия. Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС «Правосудие» и мероприятий, направленных на соблюдение требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации должны привести к повышению доверия граждан судебной системе России в целом.

Мероприятия по внедрению ГАС «Правосудие» начинаются с 2007 года и согласно ФЦП продолжатся до 2011 года.

При этом до конца 2007 года планируется внедрить:

  • во всех судах областного уровня и в окружных (флотских) военных судах — 24 подсистемы,
  • во всех органах Судебного департамента — 21 подсистему,
  • во всех судах районного уровня — базовые подсистемы — «Судебное делопроизводство и статистика», «Интернет-портал» и «Банк судебных решений».

До конца 2007 года будет полностью завершено формирование федерального уровня телекоммуникационной сети ГАС «Правосудие», которая объединит все суды областного уровня и окружные (флотские) военные суды, а также все органы Судебного департамента.

CNews: В рамках реализации проекта «Правовая реформа» (займ МБРР 4035-RU) проводились работы по установке звукозаписывающего оборудования и специального программного обеспечения для судов общей юрисдикции. Сколько судов общей юрисдикции оснащено таким оборудованием на настоящий момент? Используются ли они в полной мере для формирования архивов и автоматического ведения протоколов судебных заседаний? Насколько доступны данные протоколы?

Александр Гусев: С целью обеспечения прозрачности правосудия проводятся мероприятия по внедрению в судах общей юрисдикции оборудования, обеспечивающего технологию аудиозаписи хода судебных заседаний.

Основным достоинством системы аудиозаписи является то, что она обеспечивает возможность точной фиксации хода судебного заседания, позволяет сократить сроки подготовки протокола судебного заседания, оформленного с соблюдением всех процессуальных норм.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Система позволяет получать объективную и качественную регистрацию речевой информации и сохранять ее в виде многоканальной фонограммы на электронных носителях, а при необходимости прослушивать ее. Запись производится с чувствительных микрофонов, размещаемых в зале судебного заседания. Полученная фонограмма защищается программно-аппаратным способом от изменений и фальсификации.

В состав системы аудиозаписи входит также подсистема изменения голоса свидетеля, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

Практический опыт показал, что осуществление аудиозаписи судебного заседания позитивно влияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повышает корректность поведения участников процесса, значительно уменьшает количество жалоб и обвинений в недостоверности содержания протоколов судебных заседаний.

В период с 2005 по 2006 годы Судебным департаментом централизованно поставлено около 600 комплектов оборудования аудиозаписи более чем в 240 судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие практически во всех субъектах Российской Федерации. Эти мероприятия будут продолжены Судебным департаментом в 2007 и последующие годы.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Система звукозаписи — функциональный комплекс «Звукозапись» — входит в состав подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика». Файл с аудиозаписью автоматически становится неотъемлемой частью электронного протокола судебного заседания, хранится в системе и в дальнейшем накапливается в «Банке судебных решений». Как и бумажный протокол, аудиозапись доступна в порядке, установленном законодательством.

CNews: За счет средств займа Всемирного банка по проекту «Правовая реформа» (займ МБРР 4035-RU) и в рамках создания подсистемы ГАС «Правосудие» планировалось оснащение судов общей юрисдикции областного уровня и СИЗО в указанных областях системами видеоконференцсвязи. Как вы оцениваете практику дистанционного проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи между судами и СИЗО? Насколько хорошо, на ваш взгляд, отработано взаимодействие подсистем? Нет ли сложностей обусловленных пропускной способностью каналов передачи информации? Потребовалось ли, в связи с реализацией ГАС «Правосудие», прокладывать новые каналы передачи информации для обеспечения новых потребностей? Если «да», то каковы масштабы этих работ? Какие результаты достигнуты на настоящий момент? Можно ли уже сейчас говорить о массовом использовании этой технологии или практика дистанционного проведения судебных заседаний носит скорее разовый характер?

Александр Гусев: Вопросам обеспечения областных и равных им судов видеоконференцсвязью со следственными изоляторами, позволяющей обеспечить конституционные права граждан на личное участие в судебных заседаниях по рассмотрению их кассационных жалоб, уделяется особое внимание.

Подсистема предназначена для обеспечения областных и равных им судов общей юрисдикции услугами видеоконференцсвязи и реализации возможности проведения судебных заседаний в режиме удаленного участия осужденных. Подсистема также обеспечивает видеоконференцсвязь с Верховным Судом Российской Федерации.

Внедрение видеоконференцсвязи обеспечивает реализацию прав осужденного, содержащегося под стражей и заявившего о своем желании присутствовать при рассмотрении кассационных жалобы или представления на приговор, участвовать в судебном заседании (пункт 3 статьи 376 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Средствами видеоконференцсвязи для проведения кассационных и надзорных процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами обеспечены все областные и равные им суды, для чего оборудованы более 140 залов судов и 160 помещений в следственных изоляторах.

Внедрение и использование судами видеоконференцсвязи позволило: существенно повысить оперативность рассмотрения дел с участием осужденных и сократить сроки рассмотрения кассационных жалоб; повысить уровень безопасности и снизить риск нарушения режимных требований, связанных с доставкой осужденных в суды; сократить расходы на конвоирование осужденных.