Разделы

yoonion ПО Импортонезависимость

«Отечественный ИТ-рынок не должен смотреть в сторону заграничных решений»

За последние полтора года с отечественного рынка ушли почти все иностранные компании, которые предлагали комплексные решения для управления процессами разработки и тестирования ПО. Перед российским бизнесом встал острый вопрос технологического суверенитета в этой сфере. О том, почему бессмысленно копировать уже имеющиеся на международном рынке продукты, как обеспечить комфортную миграцию на новую платформу и почему российским ИТ-компаниям не нужно бояться конкуренции, в интервью CNews рассказали генеральный директор Test IT Артем Кострюков и генеральный директор TeamStorm Михаил Устинов.

«В первую очередь это попытка превзойти иностранные аналоги»

CNews: Как изменился российский рынок систем управления тестированием ПО и систем управления совместной работой после ухода большинства иностранных игроков? Ведь именно их решениями до недавнего времени пользовались российские компании.

Артем Кострюков: Действительно, многие зарубежные игроки в 2022 году свернули свою деятельность в том или ином виде — кто-то громко, кто-то втихую. Некоторые решения, которые были частью больших экосистем, например, Microsoft, в рамках параллельного импорта еще могут работать, но вся эта конструкция неустойчива.

Поэтому сегодня отечественный рынок можно сравнить с открытой поляной. И команда Yoonion, в частности, Test IT, старается воспользоваться этой ситуацией, поскольку перед многими стоит вопрос: а чем пользоваться взамен зарубежных решений?

CNews: Что представляет собой рынок отечественных продуктов на этом направлении?

Артем Кострюков: Наша компания существует уже более пяти лет, и объективно нас можно назвать ведущим игроком. По различным оценкам, Test IT занимает от 25 до 40% российского рынка. Но есть еще несколько интересных отечественных решений, часть из которых появилась в прошлом году на волне импортозамещения.

CNews: Продукты Test IT и TeamStorm — это повторение линеек иностранных аналогов?

Артем Кострюков: Что касается Test IT, в первую очередь это попытка превзойти иностранные аналоги. Учредители компании не пытались скопировать имеющиеся на рынке продукты, а хотели сделать нечто на голову выше. Могу с уверенностью сказать, что Test IT — лучшее решение на российском рынке в своем классе. При этом мы достойно показываем себя на фоне иностранных конкурентов.

Михаил Устинов: В случае с TeamStorm немного другая ситуация. У нас был соблазн сделать «джирозаменитель», альтернативу Jira Atlassian. Это самый распространенный продукт такого класса, его используют около 80% ИТ-компаний. И некоторые наши конкуренты пошли по пути копирования.

Но команда TeamStorm категорически против такого подхода. Можно сказать, у нас на него аллергия: любой, кто говорит, что сделает замену Jira, либо лукавит, либо не разбирается в ситуации. Сделать аналог Jira Atlassian сегодня невозможно. Это продукт, который создавали 20 лет, вокруг него выстроена целая инфраструктура, сформировалось комьюнити пользователей.

Я не верю, что возможно выиграть в игре, где ты гонишься за Jira. Ты никогда их не догонишь и всегда будешь в позиции отстающего.

CNews: На что тогда вы сделали ставку?

Михаил Устинов: Мы не ставили задачу создать некий аналог, а хотели разработать самобытное решение, основанное на положительных сторонах разных продуктов на рынке. Мы изучили конкурентов до самого маленького винтика, взяли их правильный подход и добавили свои знания. В итоге наше решение ни на кого не похоже. Мы хотели создать продукт, который может соперничать с лучшими зарубежными аналогами. У нас это получается. И наш подход хорошо себя зарекомендовал с клиентами.

«Смена инструментов всегда вызывает боль и сопротивление»

CNews: Тем не менее процесс миграции с зарубежных продуктов на ваши платформы — наверняка непростая задача. Нет ли опасности потери данных?

Артем Кострюков: У Test IT такой проблемы нет. Основная цель — обеспечить максимально удобную миграцию в начале пути. Конечно, на первых порах были сложности, но сейчас мы обеспечиваем полный перенос данных из большинства распространенных систем.

Михаил Устинов: Я бы сказал, что с самим переносом данных сложностей и правда нет. Новые пользователи обращают внимание на совершенно другой момент.

Представьте, что вы сели в новую машину, а у нее по-другому переключаются передачи по сравнению с вашим старым автомобилем. Та же ситуация при переходе с одного инструмента на другой. Ты пять лет нажимаешь на определенные кнопки, и все работает. А тут тебе предлагают те же кнопки, но в другом интерфейсе — и возникают сложности. Ничего удивительного, так устроен любой человек.

Так что основная проблема — смена инструментов, которая всегда вызывает боль и сопротивление. А потеря данных при переходе на наши продукты маловероятна.

CNews: Если с Test IT и TeamStorm возникают сложности во время миграции и после, могут ли пользователи обратиться за помощью к разработчикам?

Михаил Устинов: Я считаю, что на сегодня у нас лучший сервис в сегменте с точки зрения поддержки. С каждым клиентом мы создаем отдельный чат, где всегда можно попросить о помощи наших сотрудников. Я лично нахожусь в каждом из чатов и слежу за ситуацией, если возникает проблема. Команда TeamStorm помогает и обучить сотрудников клиента, и настроить процессы.

TeamStorm. Отображение структуры целей OKR и прогресса по ним

Переход на новый продукт действительно многим дается нелегко. Со своей стороны мы максимально стараемся поддержать всех пользователей.

Артем Кострюков: Практика, о которой сейчас рассказал Михаил, — это подход, сложившийся в группе компаний Yoonion. На этапе пилота мы оказываем всеобъемлющую поддержку и продолжаем помогать в дальнейшем.

«Время на регресс можно сократить на 30–50%»

CNews: Есть ли данные о том, насколько продукты Yoonion сокращают трудозатраты и повышают производительность внутри компаний?

Артем Кострюков: Мы проводили такие исследования, но в рамках отдельных кейсов: смотрели на конкретные случаи внедрения, какие методы были до и после. Выяснилось, что респондентам удалось сократить время на регресс на 30–50%, что позволило им быстрее переключиться на другие задачи. Мы это оцениваем как хороший результат.

Также были хорошие результаты по сокращению погружения новых и внешних сотрудников. Вся информация о тестовой модели хранится и оперативно обновляется там же, в нашей системе. Это означает, что наши клиенты могут сильно сэкономить время на обучении новоприбывших тестировщиков, сокращая онбординг в два-три раза.

CNews: Ваша компания стала первой, кому удалось выпустить на российский рынок свое решение, однако несколько других игроков уже объявили о планах по созданию подобных продуктов. Как вы относитесь к конкуренции?

Михаил Устинов: По самым скромным оценкам, наш сегмент рынка составляет 18 млрд рублей. Эти данные основаны на известных прибылях ушедших компаний, хотя многие инвесторы считают, что реальные цифры в 5–10 раз больше. В любом случае, это отличный рынок минимум для четырех-пяти суперприбыльных компаний.

Мы видим, что сейчас сложилась ситуация идеального шторма. Иностранные компании, которые занимали 99% рынка, ушли. Остались исторические игроки со своей спецификой, появилась группа компаний Yoonion — и наши решения только набирают силу. Также уже анонсируются решения как от крупных, так и от более мелких игроков.

Мы действительно хотим, чтобы появились конкуренты, с которыми наша компания смогла бы разделить рынок. Пора перестать ждать возвращения зарубежных компаний. Мы спокойно можем их заменить.

CNews: Как думаете, каким будет ваш сегмент рынка в ближайшие годы?

Михаил Устинов: Я ожидаю, что рынок будет расти достаточно быстро, поскольку многие компании еще в начале пути цифровой трансформации и только приступают к выбору инструмента.

Естественно, мы видим Yoonion в качестве лидера. Хотя бы потому, что мы уже на рынке. А это значит, что с каждым днем мы увеличиваем свой отрыв от других игроков.

Ведь какой бы сильной ни была компания, она будет жить в тепличных условиях, пока не выйдет на рынок, не начнет получать отзывы и разбирать ошибки

Это важно с точки зрения роста. Ничто другое не поможет улучшить продукт так же эффективно, как обратная связь.

Также я уверен, что в ближайшее время мы достигнем полной импортонезависимости на нашем рынке, ведь российские программисты действительно одни из самых сильных в мире. Все знают про российский ИТ-рынок. Хочется, чтобы мы были лидерами еще и по инструментам. Чтобы наша инфраструктура давала идеальные условия для разработчиков, и они даже не вспоминали о Jira, за которую приходится платить через счета в Казахстане.

CNews: И все-таки, в чем ваши основные конкурентные преимущества?

Артем Кострюков: Важно, что мы не только делаем классные продукты, но и находимся «на соседней улице» со многими нашими клиентами. С нами всегда легко коммуницировать и находить совместные решения. Это то, чего многие зарубежные вендоры и подрастающие компании еще не могут дать.

CNews: Есть ли планы по расширению линейки решений Yoonion? На какие новые продукты могут рассчитывать пользователи в обозримом будущем?

Михаил Устинов: У холдинга Yoonion грандиозные планы. Мы мечтаем сделать инфраструктуру решений, которая будет помогать на всех сценариях работы типовой организации. Идеи по расширению продуктовой линейки есть, но о них еще рано говорить. Думаю, мы сообщим интересные новости в 2024 году.

Артем Кострюков: Но в первую очередь мы сосредоточены на развитии текущих продуктов. Еще многое хочется сделать и добавить. Например, в рамках Test IT грядет большое разделение на тарифные планы, которые будут удобны как маленьким командам, так и крупным заказчикам.

Настраиваемые виджеты по метрикам в разделе Дашборды в Test IT

CNews: Получается, что в планах развития Yoonion — создание полноценной цифровой экосистемы, которая сможет конкурировать с крупнейшими мировыми брендами?

Михаил Устинов: Все верно. При этом повторюсь: мы не собираемся копировать их путь. Наша команда знает, какими проторенными дорожками эти компании ходили, какие шишки набили и как делать не надо. Та система, которую будет выстраивать Yoonion, вберет в себя только лучшее.

CNews: Как бы вы оценили вклад Yoonion в повышение уровня технологического суверенитета страны и импортонезависимости?

Артем Кострюков: Многие команды, которые уже внедрили Test IT, закрывают свои задачи по технологическому суверенитету опережающими темпами. Речь идет в том числе о федеральных банках и крупных промышленных предприятиях. Все понимают, что нет смысла ждать у моря погоды и надеяться, что зарубежные вендоры сменят гнев на милость.

Михаил Устинов: Отечественный ИТ-рынок не должен смотреть в сторону заграничных решений: в России есть такие же, а в некоторых отраслях — еще и лучше. Так что отечественные компании совершенно точно смогут обеспечить технологическую независимость на этом направлении.

И мы верим, что Yoonion будет одним из флагманов импортонезависимости в сфере ИТ.