Разделы

ПО Бизнес Интернет Цифровизация ИТ в госсекторе Импортонезависимость

Увеличить трафик в семь раз и не разочаровать пользователя: своей методикой поделился эксперт по продвижению сайтов Юрий Никулин

В Москве прошло награждение победителей хакатона Moscow City Hack 2022. В серьезном ИТ-состязании боролись пятнадцать команд разработчиков, дизайнеров, project/product менеджеров, маркетологов. Член жюри, эксперт Moscow City Hack, Head of SEO в Департаменте информационных технологий г. Москвы Юрий Никулин назвал этот хакатон отличной стартовой площадкой для молодых кадров и намекнул, что готов принять лучших в свою команду. Поговорили с экспертом о потенциале нового поколения программистов, карьере в ИТ и о методике самого Юрия Никулина, позволяющей в разы увеличить трафик любого сайта.

CNews: Юрий, вы принимали участие в хакатоне Moscow City Hack, который Агентство инноваций Москвы проводит при поддержке правительства города, в качестве эксперта и члена жюри с самого его основания. Как оцениваете динамику участников, уровень молодых разработчиков ПО?

Юрий Никулин: Очень высоко! Более того, скажу, что сегодня попасть в число участников — уже достижение. Судите сами: на первый хакатон Moscow City Hack в 2021 году заявки подали тысяча двести человек из 79 регионов России. В итоге, наиболее перспективных ИТ-специалистов пригласили на работу в структуры правительства Москвы, а разработанные ими проекты взяли на заметку. В этом году на хакатон заявились уже две тысячи четыреста разработчиков из 65 регионов России и 30 стран мира. Участники — это настоящие гики и профессионалы своего дела в ИT. С одной стороны, молодые таланты наступают на пятки, с другой – наша отрасль настолько молода, что о межпоколенческих спорах речи нет: миллион задач ждут решения, и откуда они придут — отдельная тема для разговора, который мы ведем на каждом ИТ-форуме.

Юрий Никулин, ДИТ Москвы: Старайтесь решить задачу или проблему и пользователя, и бизнеса

CNews: В профессиональной среде вас упоминают как основоположника продуктового подхода в SEO, при котором SEO-специалист совмещает функции продвижения и продакта. Вы утверждаете, что продвижение — это не просто трафик на сайт, а забота. Что вы вкладываете в это понятие?

Юрий Никулин: ИТ сегодня — одна из самых быстрорастущих сфер экономики. И здесь особенно необходим междисциплинарный, скажем так, подход. Раньше SEO-специалисты работали для того, чтобы просто нагнать поисковый трафик и занять высокие позиции в поисковиках. В моем подходе современный специалист по продвижению сайтов фокусируется как на целях бизнеса, так и на удобстве для пользователей. Всё, что мы делаем — для людей. Значит, людям в первую очередь должно быть удобно, мы не должны обмануть ожидания пользователя. Это и есть забота. Продуктовый подход в SEO применяется для достижения трёх целей: цели бизнеса, цели пользователей и цели SEO. К примеру, я работаю на то, чтобы улучшить коэффициент дочтений и глубже вовлечь пользователей, сделать так, чтобы они быстрее находили, потребляли информацию — и органический трафик увеличивается при таком подходе уже как следствие. Это эффективно, как показывает мой опыт работы руководителем поисковой оптимизации в Департаменте информационных технологий мэрии. В моей методологии процесс работы SEO и продакта строится по принципу «плечом к плечу»: продакт-менеджер не принимает критически важных решений без SEO и наоборот.

CNews: Сегодня портал мэра и правительства Москвы mos.ru, в котором вы руководите поисковой оптимизацией, занимает первое место в России и четвертое место в мире в рейтинге LOSI. Всего за шесть лет вы с командой увеличили трафик с поисковых систем с 5 миллионов визитов в месяц до 34. Однако шесть лет назад он не был так популярен. Какие ваши шаги помогли добиться таких результатов?

Юрий Никулин: Как каждый житель столицы, я тоже пользуюсь этим ресурсом. Но так как более 10 лет занимаюсь SEO-продвижением, всегда вижу, что можно сделать лучше. Я заметил, что поисковые боты плохо индексировали портал: если выразиться проще, то они его плохо «видели». А если вас не видят, то к вам не обращаются, какую бы чудесную услугу или продукт вы бы ни предлагали. И я поставил себе целью сделать так, чтобы жители Москвы были шире осведомлены об услугах, которые предлагает портал mos.ru, и в поиске обращались сразу к нему: к примеру, записаться онлайн на прием к врачу или к нотариусу, узнать об активностях в своем районе, о новых цифровых услугах в Москве. Мы исследовали запросы горожан, их поведение в поиске, и в итоге предложили продакт-менеджеру инструмент: новый формат медийных материалов — stories для mos.ru, который, как показало исследование, увеличивает глубину дочтения материалов на сайте и эффективнее вовлекает пользователей. Каждый из нас в социальных сетях взаимодействовал с таким форматом, он для многих привычен. Stories определенным образом могут отображаться в Google, выделяться на фоне других сайтов, и тем самым одновременно решать задачу пользователя и привлекать трафик на сайт.

Сегодня я ставлю перед моей командой цель масштабировать наши наработки на официальные сайты Москвы и сделать их доступными для всех, чтобы пользователь находил необходимую информацию в интернете как можно быстрее.

CNews: Вы представили свою методику и разобрали примеры из практики на конференции Baltic Digital Days 2022. Также вам предложила сотрудничество «Нетология», расскажите подробнее об этом.

Юрий Никулин: Я считаю, что сегодня нам необходимо развивать профессиональное сообщество. Нам нужно сформировать культуру продвижения, саморазвития, профессионального образования. Мне действительно поступило предложение от образовательной платформы «Нетология» прочитать лекции в рамках курса подготовки SEO-специалистов. Я внёс коррективы в программу курса и добавил в свои лекции [1] информацию о продуктовом подходе в SEO. Теперь я веду уроки онлайн как преподаватель “Нетологии” на постоянной основе, строю обучение так, чтобы продуктовый подход стал фундаментом в образовании новых специалистов. В августе я выступил на десятой, юбилейной конференции Baltic Digital Days в Калининграде. Мой доклад «О продуктовом подходе в SEO как новой эпохе поисковой оптимизации» опубликован на главном ресурсе для seo-специалистов - seonews.ru - можно ознакомиться во всех подробностях. Доклад произвел большое впечатление на специалистов отрасли, даже имеющих огромный опыт за плечами. Я считаю, что это действительно станет устойчивым трендом. Нам нужно активнее продвигать свои идеи, вовлекать всё новых профессионалов в орбиту современных технологий продвижения.

CNews: Давайте сделаем так, чтобы желающим понять и применять ваш подход не пришлось ждать следующих конференций и форумов. С чего начать?

Юрий Никулин: Для того, чтобы начать менять свое профессиональное сознание в сторону продуктового подхода, я советовал бы в работе уже сейчас придерживаться нескольких принципов, или ценностей. Первое: фокус на пользовательском опыте. Старайтесь решить задачу или проблему и пользователя, и бизнеса. Второе: инклюзивность. Будьте инклюзивны: сайт, сделанный для пользователей с нарушением зрения, также хорош и для поисковиков. Поисковик похож на незрячего пользователя, ориентируется по семантической разметке сайта. Делая свой продукт инклюзивным, вы априори улучшаете его. Третье: пользовательские исследования. Сейчас seo-специалист - это полноценный продакт-менеджер. Каждому нужно об этом помнить - и менять сознание в продуктовое направление. И последний пункт, но очень важный: вначале закрывайте первичные потребности в SEO, а уже потом переходите к продуктовому подходу. Без базы не будет следующего скачка.

CNews: Почему вы стараетесь сделать свои методики универсальными?

Юрий Никулин: Потому что именно за ним в продвижении будущее, я считаю. Давайте посмотрим на 2–3 года вперед: поисковикам предстоит выстроить новую схему ранжирования для чат-ботов, а нам — адаптироваться к ней. Такой фактор, как «ссылочный», не изменится. Этот фактор говорит о том, чем больше качественных сайтов ссылается на ваш сайт, тем сильнее сигнал для поисковых систем. Что касается пользователей, то им важно понимать, что их ждет при нажатии на ссылку. Те из них, которые более понятны для пользователя, будут усиливать ваш сайт. Трафик как таковой не может быть показателем активности проекта, важно его развитие. Отсюда всё возрастающая роль продуктового подхода с применением не только технологий, но и осознанности, и воображения.

Юрий Никулин — член российской Гильдии маркетологов, Международной ассоциации заслуженных разработчиков IAHD. Широко известен в профессиональной среде как родоначальник продуктового подхода в SEО российского сегмента рынка. Его авторский метод привлечения трафика позволил в семь раз увеличить посещаемость портала mos.ru и сайтов “Открытого Правительства” столицы, а мобильное приложениеМоя Москва” сделать главным цифровым помощником горожан.

Иван Петров