Разделы

Цифровизация

Как ИТ-решения открыли новую эру платных дорог в России

За 2021 год общее количество проездов по платным участкам превысило 400 млн — значительно больше, чем в прошлом году. Рост трафика эксперты объясняют восстановлением передвижений после локдаунов, а также популярностью автотуризма: пользоваться платными дорогами стало удобнее. За увеличением комфорта водителей стоит развитие технологий — в частности, обеспечивающих бесконтактные платежи во время пандемии. Сергей Панарин, ведущий разработчик «Автоматизированных систем транспорта» и автор инновационных проектов в сфере транспортных ИТ-решений, рассказал, как технологии помогают создавать и совершенствовать интеллектуальные системы платных дорог в России.

Профиль инноватора

Скоростные дороги, в том числе платные, играют важную роль в развитии современной России, создавая основу для более быстрого и комфортного перемещения по обширной территории страны. Однако создать эти условия невозможно без использования передовых технологий. Один из первых платных участков в стране появился на трассе М4 «Дон» — ключевой транспортной артерии России, соединяющей семь регионов от Москвы до Новороссийска.

Сергей Панарин принимал активное участие во всех аспектах создания и функционирования платной дороги: от установки и обслуживания оборудования до разработки ПО для управления дорожным движением и сбора платы. Его вклад в проект стал основой для дальнейшего развития технологий в этой сфере и повышения эффективности платных автодорог в целом. «Этот опыт, с одной стороны, стал профессиональным вызовом, а с другой — возможностью применить свои знания и навыки в разработке и внедрении новаторских решений для платных дорог», — вспоминает Сергей Панарин.

Сергей Панарин, «Автоматизированные системы транспорта»: Необходимо адаптировать цифровизацию дорог к реальным потребностям пользователей и экономическим условиям страны

Решения разработчика на дороге М4 «Дон» заложили фундамент для будущего развития подобных инфраструктурных проектов в стране. Технологии скоростного участка М4 «Дон» продемонстрировали, что платные дороги могут быть не только выгодными с финансовой точки зрения для обслуживающих компаний, но и удобными для водителей.

Разработки, меняющие отрасль: мобильные кассы

Рост популярности трассы, ведущей к побережью Черного моря, привел к появлению сезонных очередей на пунктах пропуска, и как следствие — к снижению уровня комфорта водителей. Избавиться от них помогли тоже технологии. Сергей Панарин предложил инновационное решение, которое оказало заметное влияние на операционную эффективность платных дорог, — систему «Мобильные кассы».

Решение представляло собой портативные устройства, оснащенные всем необходимым для проведения платежей: от планшетов до принтеров для чеков. Это позволило операторам пунктов взимания платы самим подходить к автомобилям в очереди и принимать платежи на месте, сокращая время ожидания и ускоряя общий поток движения. Эффект от внедрения «Мобильных касс» был значительным: пропускная способность пунктов оплаты увеличилась, а удовлетворенность водителей выросла.

Борьба с мошенниками

Появление популярной платной услуги часто сопряжено с возникновением тех, кто не хочет за нее платить. На крупных автодорогах, таких как М11 «МоскваСанкт-Петербург», нередки случаи, когда водители пытаются обойти систему взимания платы, что приводит к финансовым потерям для операторов дорог и как следствие — снижению качества обслуживания. Для борьбы с мошенничествами Сергей Панарин и его команда разработали алгоритм, который анализирует данные о транспортных средствах на разных этапах их движения по трассе.

«Система сопоставляет информацию о типе транспортного средства, его размерах, регистрационных номерах и сведения об оплате на различных участках дороги, — рассказывает автор проекта. — При выявлении несоответствий система автоматически помечает транспортное средство как потенциально нарушающее правила и предпринимает соответствующие меры».

Эта разработка повысила эффективность работы платных дорог, а также обеспечила безопасность и справедливость взимания платы.

Главное достижение — комплекс «Мегатолл»

Инновации позволили сделать российские платные дороги не только комфортнее для водителей, но и более эффективными с точки зрения управления и эксплуатации. Самым масштабным и сложным проектом в этом ряду стал аппаратно-программный комплекс «Мегатолл».

На фоне аналогичных систем «Мегатолл» выделяется архитектурой и гибкостью решения. Комплекс объединяет в себе передовые технологии и модульный подход, позволяя операторам платных дорог настраивать систему под конкретные требования и условия эксплуатации. Основанная на открытых технологияхОСLinux и СУБД PostgreSQL — «Мегатолл» обеспечивает операторам дорог высокую производительность и сокращение общих затрат на владение и эксплуатацию системы.

Пропускная способность пунктов оплаты увеличилась вместе с удовлетворенностью водителей благодаря «Мобильным кассам»

При этом комплекс легко масштабировать. Сергей Панарин отмечает: «Мы создали систему, которая может адаптироваться к различным условиям и потребностям, что особенно важно в условиях постоянно меняющегося и развивающегося рынка платных дорог. Наша цель была не просто создать еще одно решение для сбора платы, а предложить операторам дорог инструмент, который будет способствовать их развитию и улучшению обслуживания клиентов».

Внедрение «Мегатолла» на платных дорогах России оказало значительное влияние на всю отрасль. Система позволила операторам , с одной стороны, упростить и ускорить процесс взимания платы, а с другой — повысить прозрачность платежей и контроль за дорожным движением.

Это, в свою очередь, способствовало повышению доверия со стороны автомобилистов и улучшению общего восприятия платных дорог как надежного и справедливого способа финансирования дорожной инфраструктуры. За счет технологии удалось не только увеличить эффективность работы дорожных систем, но и заложить фундамент для будущих инноваций в этой области.

Будущее дорожной инфраструктуры

По словам Сергея Панарина, несмотря на то, что цифровизация и развитие технологий неизбежно окажут влияние на дорожную инфраструктуру, ключевым фактором станет их адаптация к реальным потребностям пользователей и экономическим условиям страны.

«Технологии изменят платные дороги, однако необходимо учитывать, что каждое новшество должно быть экономически оправдано и удобно для пользователей, — добавляет Сергей Панарин. — Например, интеграция с автономными транспортными средствами, о которых в настоящее время много говорят, потребует значительных инвестиций и времени на адаптацию систем».

Сергей Панарин подчеркивает, что инновации должны учитывать текущее положение в области российских дорог. Эксперт убежден, что стремительное развитие ИИ и автоматизации откроют новые возможности в сфере интеллектуальных транспортных систем и отрасли. Важно уже сейчас готовиться к их постепенному и осмысленному внедрению.

Алексей Петров