BI в эпоху цифровой трансформации
Рынок бизнес-аналитики растет быстрее рынка ИТ в целом за счет все большей популярности современных BI-платформ, которые сформировались в последние несколько лет в ответ на новые потребности заказчиков в доступности, гибкости и глубоком анализе данных. BI-системы превращаются из сложного инструмента, управление, в средство подготовки отчетности, настаиваемое пользователем в соответствии с его индивидуальными предпочтениями. Тем не менее, по мнению Gartner, темпы роста рынка BI будут постепенно снижаться – с 63,6% в 2015 г. до 19% к 2020 г. благодаря усилению на нем конкуренции и соответственному снижению цен на предлагаемые решения. Перспективы отрасли обсудили участники секции «Business Intelligence», организованной CNews Conferences в рамках CNews FORUM 2017.BI в промышленности – новые перспективы и вызовы
Альберт Мавлютов, директор по ИТ кондитерской фабрики "Победа" напомнил собравшимся об истории появления термина BI и о метаморфозах, которые с ним происходили за время его существования. На текущий момент одним из наиболее динамичных секторов рынка аналитических систем стала промышленность. В связи с широким распространением технологий интернета вещей. Каждая машина, станок, цех или производственная линия, оснащенные датчиками IoT, превращается в источник данных, требующих анализа, причем зачастую в реальном времени, чтобы осуществлять функции мониторинга.
При том, что каждая новая технология открывает новые перспективы, она же является источником новых рисков. Разработчики рвутся вперед, чтобы «застолбить участок» раньше конкурентов и часто это происходит в ущерб продукту, его безопасности. Датчики также видны в сети, как и другие устройства и, получив доступ к одному датчику, злоумышленник может получить доступ ко всей системе. К счастью, таких пока основное внимание киберпреступников сосредоточено на взломе банковских систем и вымогании денег, но о безопасности производственных систем стоит серьезно позаботиться уже сейчас.
Дмитрий Пшиченко, директор департамента разработки и внедрения информационных систем компании «Локомотивные технологии» обрисовал свое видение перспектив цифрового производства на примере создания хранилища данных сервисных локомотивных депо. Безусловно, впереди нас ждет массовое внедрение интеллектуальных датчиков в оборудование и производственные линии (технологии индустриального Интернета вещей) и переход на безлюдное производство и внедрение роботизированных технологий. Разумеется, хранение информации и проведение вычислений с собственных мощностей переместится на распределенные ресурсы в облако.
![](http://filearchive.cnews.ru/img/forum/2017/11/24/cnews_forum_bi_5.jpg)
Это потребует развития промышленной аналитики для внедрения сервисных бизнес-моделей и прогнозного обслуживания техники на основе показаний датчиков и математических моделей. Но это дело будущего, хотя возможно не очень отдаленного.
А пока докладчик остановился на конкретном проекте создания АСУ «Сетевой график» «ЛокоТех», направленого на реинжиниринг системы внутри-производственного планирования, управления производством, включая оперативное обеспечение ТМЦ с целью повышения надежности локомотивов, повышения коэффициента технической готовности и сокращения себестоимости технического обслуживания и ремонта. Срок окупаемости проекта – меньше 3-х лет, что делает его экономически привлекательным.
В заключение работы секции по бизнес-аналитике Александр Шумков, начальник отдела разработки корпоративной отчетности ДКИС ПАО «Трубная металлургическая компания» рассказал об опыте построения системы планирования, сбора факта и формирования отчетности по отгрузке готовой продукции. В качестве хранилища данных в системе используется SAP BW, куда загружается информация из различных производственных, бухгалтерских и других систем. На стороне клиента для визуализации данных используется Qlik Sense. В системе реализованы формы ввода данных с функциями ускорения и проверки корректности данных, автоматизированы задач обработки введенных планов для получения ряда отчетов, включая распределение объемов департаментов по кварталам / месяцам, заполнение сегментов и заполнение рынков сбыта.
До внедрения системы планирования и учет отгрузки вели посредством 27 Excel-файлов, связанных между собой, распределенных по восьми папкам, общим объемом до 70 Мб, в каждом Excel-файле было по 10-15 листов жесткой структуры, любые изменения были очень трудоемки. Кроме того, многие операции приходилось делать вручную.
![](https://static.cnews.ru/img/articles/2024/07/15/foto_festival600.jpg)
Эффектом от реализации системы стало повышение удобства пользователей, повышение гибкости системы, значительная экономия времени сотрудников дирекции по производству и повышение доступности отчетов для широкого круга пользователей.
![](http://filearchive.cnews.ru/img/forum/2017/11/29/halyapin_sergej-crop_140-170.jpg)
О том, как с помощью облачных сервисов наиболее эффективно организовать рабочие места, участникам CNews Forum 2017 рассказал Сергей Халяпин, главный инженер Citrix.
CNews: Какие ключевые тенденции сейчас влияют на организацию работы пользователей с точки зрения ИТ, ИБ и бизнес-процессов?
Сергей Халяпин: Ключевыми тенденциями по-прежнему остаются повышенный спрос на удаленную работу, соответствие требованиям законодательства с точки зрения защиты персональных данных, распространение мобильных устройств для доступа к корпоративным данным и приложениям, активное использование мобильных и веб-приложений.
![](http://filearchive.cnews.ru/img/forum/2017/11/29/evgenij_zubovsm-crop_140-170.jpg)
О том, как SaaS-платформы помогают эффективно организовать работу конструкторского бюро, участникам CNews Forum 2017 рассказал Евгений Зубов, заместитель технического директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ).
CNews: Проектировщики, конструкторы и все, кто работают с САПР, используют мощные программные решения. Что в этой области можно еще улучшить, оптимизировать?
Евгений Зубов: Несмотря на то, что компании все чаще стремятся обзавестись виртуальным рабочим пространством для сотрудников, далеко не каждое конструкторское бюро способно отказаться от бумажных носителей. В основном по финансовым соображениям: необходимы инвестиции в покупку дорогостоящего оборудования и ПО, а позднее – в их обновление. Требования к процессу проектирования и ПО меняются. Если предприятие хочет сохранить конкурентоспособность, то каждые 2-3 года должно вкладываться в модернизацию.
Презентации участников конференции