CNews: Расскажите, как меняется рынок BPM в России с точки зрения ключевых игроков и новых подходов?
Андрей Чепакин: Заметных изменений на рынке за последние два года не произошло. Он давно поделен между несколькими вендорами, которые лишь выпускают обновления своих BPMS, постепенно наращивая функционал. Впрочем, ELMA в этом году выпустила на рынок несколько новых продуктов. Например, ELMA4 — это новая версия хорошо известной ELMA BPM, ELMA RPA — платформа роботизации бизнес-процессов, а ELMA365 — принципиально новый продукт на рынке BPMS, который займет позицию технологического лидера на 5-7 лет вперед.
CNews: Оказала ли какое-то влияние на рынок пандемия?
Андрей Чепакин: Да, причем на весь. Мы наблюдаем две основные тенденции. С началом пандемии большинство ИТ-проектов замедлили свой ход, так как согласование технических заданий и проектных решений стало проводиться удаленно. Многим заказчикам и исполнителям пришлось перестроиться. Одновременно с этим замедлением возник дополнительный интерес к решениям класса BPMS — отлаженные бизнес-процессы крайне важны при переходе на удаленную работу.
CNews: Как с течением времени меняется роль BPM-решений? Есть ли какие-то функциональные особенности, которые стали более востребованы в последнее время?
Андрей Чепакин: Мы видим запрос на дальнейшее повышение операционной эффективности от наших заказчиков. Главная тенденция с точки зрения функционала — желание заменить сотрудников на RPA и искусственный интеллект. При этом замена сотрудников происходит в уже выстроенном, отлаженном и автоматизированном бизнес-процессе.
CNews: Low-code навсегда изменил BPM? Чего от этого подхода ждут разработчики и сам бизнес?
Андрей Чепакин: Low-code крайне важен для BPM-решений. Эта концепция, если она на деле поддерживается производителем, позволяет снизить «порог входа в работу с BPMS». Теперь нет необходимости держать большой штат ИТ-специалистов или даже программистов, которые будут настраивать систему. Оцифровка и развитие бизнес-процессов — крайне важная бизнес-задача, и хорошо, когда для ее решения не требуется создание внутри компании большой ИТ-экспертизы.
CNews: Какие сложности возникают у организаций при попытке реализации механизма low-code?
Андрей Чепакин: Многие BPMS, представленные на рынке, эксплуатируют эту концепцию в своем маркетинге. Считается, что если ты рисуешь схему бизнес-процесса мышкой — это уже low-code. На деле оказывается, что все не так. Поэтому многие заказчики сталкиваются со сложностью внедрения low-code систем, как бы это парадоксально не звучало.
CNews: Ваш продукт ELMA365 тоже ложится в концепцию low-code? Расскажите о нем немного подробнее.
Андрей Чепакин: Про ELMA365 можно говорить часами. Отмечу два ключевых тезиса. Во-первых, ELMA365 — технологический лидер. Мы полностью переосмыслили технологии и архитектуру системы. ELMA365 реализована в парадигме микросервисной архитектуры, использованы технологии контейнеризации приложений, управление вычислительной мощностью на Kubernetes и так далее. Мы отказались от закрытых технологий Microsoft, это крайне важно с точки зрения импортозамещения.
Во-вторых, ELMA365 — это полноценный low-code. На создание корпоративного приложения в ELMA365 уходит несколько дней. Это, к слову, соответствует современным agile-подходам к внедрению ИТ-систем.
CNews: Какие необычные или запоминающиеся кейсы были у вас с ELMA365 в последнее время?
Андрей Чепакин: Так как продукт новый, то кейсов пока немного, хотя один мне запомнился. Мы называем его внутри компании «беспредел производительности». Дело в том, что один из наших потенциальных заказчиков провел нагрузочное тестирование ELMA365. Нагрузка на «движок» бизнес-процессов росла линейно несколько часов подряд, Kubernetes отмасштабировал микросервис бизнес-процессов, скорость отклика ELMA365 осталась в пределах допустимых значений.
CNews: Каким образом ваша компания способствует развитию BPM в России? Видите ли вы это частью своей миссии?
Андрей Чепакин: Мы создаем лучшие продукты в нише автоматизации и роботизации бизнес-процессов. За более чем 10 лет работы на рынке мы изменили несколько тысяч компаний, которые вооружились процессным подходом к управлению, получив хороший ИТ-инструмент в свои руки.
CNews: Расскажите подробнее о проектах «Бизнес-процессы для больших» и «Naked BPM». Удалось ли им приковать к себе внимание аудитории и бизнеса?
Андрей Чепакин: Это контент-проекты, которые направлены на популяризацию темы бизнес-процессов и процессного управления. Сейчас с уверенностью можно сказать, что оба проекта работают — суммарная аудитория составляет более 10 тысяч уникальных слушателей. Мы получаем много вопросов и положительных отзывов.
«Бизнес-процессы для больших» — это уникальный проект для крупного бизнеса, собравший вокруг себя сообщество профессионалов, которые говорят о бизнесе на одном языке. В рамках проекта я провожу вебинары для топ-менеджеров, руководителей, аналитиков, собственников, владельцев процессов. Подробности об этом проекте, автором которого я являюсь, можно посмотреть по ссылке. Там же читатели найдут информацию об актуальном вебинаре и архив.
Naked BPM — это видеопроект для тех, кто только знакомится с миром процессного управления. На YouTube-канале директор ELMA Алексей Трефилов простым языком объясняет кейсы и разбирает основные моменты концепции BPM на понятных примерах.
Кстати, недавно мы запустили подкасты Naked BPM на нескольких популярных площадках. Среди них — Яндекс.Музыка, Apple Podcasts и ВКонтакте.