Спецпроекты

На страницу обзора
Источник фото www.citrix.ru
Цифровая рабочая среда – стандарт современного бизнеса
О том, что представляет собой концепция коллективной работы с информацией в современном бизнесе, как она может быть реализована на предприятиях различных отраслей, масштабов и сложившейся культурой ведения бизнеса, а также о том, какие решения в области автоматизации здесь нужны, CNews рассказал Энди Макдональд, региональный вице-президент в регионе «Развивающиеся рынки» компании Citrix.

Энди Макдональд

CNews: Портфель решений компании Citrix, как известно, довольно обширен и разнообразен, но, так или иначе, эти решения всегда ассоциировались у пользователя с удаленным доступом к корпоративным ресурсам. Что бы вы могли сказать о современном состоянии этой концепции?

Энди Макдональд: Термин «удаленный доступ» действительно очень популярен в сфере ИТ-поддержки корпоративного бизнеса, и когда его употребляют, в основном имеют в виду доступ удаленных сотрудников к корпоративным ресурсам. Еще в прошлом столетии, когда сетевые технологии начали массово применяться при автоматизации бизнеса, примерно с этого все и начиналось. С этого в свое время начинался и бизнес компании Citrix. Сегодня же технологии удаленной работы точнее будет описывать термином «мобильный офис». Иными словами, пользователи работают с самых разных устройств и на разных платформах. Они могут работать из дома, из кафе, такси или аэропорта. Могут также прийти в офис и при этом они должны иметь возможность работать там, опять-таки – со своих персональных устройств.

Удаленный доступ в смысле формирования некоего канала передачи данных с клиентского устройства на корпоративный сервер и обратно предполагается по умолчанию. Хотя и здесь постоянно возникают технологические резервы для совершенствования. Но наиболее значимо, пожалуй, то, что удаленная работа сегодня – это зачастую стандарт в организации деятельности сотрудников успешных компаний. А значит, это не только пресловутый канал, построенный по принципу «точка-точка». Это еще и обеспечение должного уровня безопасности без потери эффективности работы сотрудников, это комфортный доступ к целому спектру приложений, с которыми (часто одновременно) работает пользователь, это максимально эффективные, гибкие механизмы совместного использования контента, будь то текст, графика, аудио, видео или произвольная комбинация этих форматов. И тот факт, что сами корпоративные приложения и контент могут быть теперь развернуты не только традиционным образом, но и через облачные технологии, тоже имеет большое значение.

Это то, что касается удаленного доступа сотрудников. Но есть еще отдельная тема организации ИТ-поддержки филиальной сети компаний. Сегодня, скажем, в банке клиенты хотят иметь в информационной системе филиала те же сервисы, которые существуют в центральном офисе, и это тоже во многом зависит от зрелости корпоративных ИТ.

CNews: Прежде чем говорить о конкретных решениях Citrix, хотелось бы понимать, какого типа решения компания сегодня предлагает. Ведь уникальность, пожалуй, в том, что, в отличие от большинства ИТ-вендоров, Citrix воспринимается и как поставщик «железа», и как производитель программных решений. Программные же решения традиционно делятся на системные и прикладные, и тут в отношении Citrix тоже не все так очевидно…

Энди Макдональд: Если говорить о регионе EMEA, в котором я работаю, то весьма приблизительно можно сказать, что где-то 30% бизнеса Citrix связано с сетевыми технологиями, которые традиционно связаны с аппаратными решениями. Хотя сейчас разработки в сфере оптимизации сетевого трафика все больше полагаются на софт. Это смещение акцентов вполне прослеживается и в решениях Citrix.

Оставшиеся 70% – это программные решения формирования среды коллективного взаимодействия в бизнесе. Софт на корпоративном рынке действительно можно разделить на системный и прикладной. И, поскольку основные усилия Citrix сейчас направлены на формирование эффективной и комфортной для пользователей среды работы с корпоративной информацией (то есть достаточно высокоуровневой концепции), то нашей компании приходится заниматься как инфраструктурным, так и прикладным ПО оптимизации доступа к корпоративной информации в самых различных бизнес-сценариях.

CNews: Тут хотелось бы перейти непосредственно к решениям Citrix. Поскольку спектр этих решений весьма обширен, можно было бы ограничиться их категориями, одновременно подчеркнув основные преимущества предложений вашей компании перед конкурентами.

Энди Макдональд: Преимущества, я думаю, как раз состоят в том, что мы не создаем чисто прикладных систем, решающих конкретные бизнес-задачи пользователей. Наши решения также не являются «чистой» интеграционной платформой, которая была бы призвана формировать информационные потоки между приложениями. Мы формируем эффективную рабочую среду современного бизнеса, состоящую из множества прикладных систем. И мы решаем эту задачу как на основе ИТ-интеграции, так и за счет сетевой оптимизации, повышения эффективности использования личных устройств сотрудников, решений в сфере информационной безопасности, работы с корпоративным контентом и так далее. Эти идеи как раз и можно проиллюстрировать некоторыми нашими разработками.

Концептуальным ядром развития продуктовой линейки нашей компании является концепция Workspace или, как фактически напрямую следует из названия, единое рабочее пространство, с которым может взаимодействовать корпоративный пользователь. Решение WorkSpace имеет встроенные возможности для работы с наиболее популярными офисными и бизнес-приложениями (Salesforce, SAP, Workday, Tableau, Oracle, Office 365 и многие другие). Пользователь может легко создавать сквозные процессы в масштабах этих систем. Все это прикладной функционал, с которым непосредственно работает пользователь. Ближе к прикладному можно отнести и наше решение класса Single Sign-on, позволяющее удобно регистрироваться сразу в нескольких приложениях. Из инфраструктурных продуктов я бы упомянул решение класса Endpoint Management (управление клиентскими устройствами). Продукты этого класса сегодня очень востребованы и имеются в портфеле очень многих авторитетных вендоров. Как правило, они насыщаются функциями, соответствующими глобальной продуктовой политикой того или иного вендора. И тут мы можем получать преимущества, делая его полнофункциональным.

Отметил бы я и одно из наиболее известных наших решений – NetScaler ADC (с недавнего времени – Citrix ADC). Оно ориентировано на доставку традиционных и облачных приложений, а также балансировку нагрузки. Оно очень эффективно в гибридных средах современных предприятий и представляет собой сочетание аппаратных и программных разработок. Такое же сочетание имеет место и в решении Citrix SD-WAN, ориентированном на создание ныне небезызвестных программно-определяемых сетей и, в конечном итоге, на оптимизацию сетевого трафика.

Коротко упомяну также еще об одном нашем продукте WorkSpace Hub, позволяющем гибко организовать офисную рабочую среду на базе интеграции мобильных устройств сотрудников и любых стационарных устройств отображения информации, которые могут находиться в офисе. Аппаратная компонента этого весьма миниатюрного по размерам устройства работает на базе небезызвестной ИВ-платформы Raspberry Pi.

Все это, конечно, далеко не полный список решений Citrix. Он может даже показаться отчасти эклектичным, однако при этом демонстрирует главную идею, с которой я начал ответ на вопрос. Повторю еще раз, так как она очень важна. Сегодня создание полноценного эффективного рабочего ИТ-пространства, в которое ежедневно погружены сотни и тысячи сотрудников компаний, не может быть осуществлено лишь за счет классической интеграции приложений. Помимо этого тут нужны как аппаратные, так и программные решения; как низкоуровневые разработки по оптимизации параметров сетевого трафика, так и прикладные решения, ориентированные на интеграцию приложений и контента; как традиционные технологии, так и совсем новые технические идеи. Создание именно такого пространства, на мой взгляд, и является конкурентным преимуществом нашей компании.

CNews: Какие заказчики, с вашей точки зрения, в наибольшей степени выигрывают от применения продуктов и технологий, продвигаемых вашей компанией?

Энди Макдональд: Давайте начнем рассуждения «от обратного». Наши решения вряд ли принесут много пользы компании, в которой нет филиальной сети, а все ИТ-ресурсы сосредоточены внутри периметра. Потому что такое предприятие не пользуется внешними облачными сервисами, его сотрудники работают не более, чем с одним-двумя приложениями, не применяют для рабочих целей ни собственные, ни корпоративные мобильные устройства и, соответственно, не работают удаленно. Это, прямо скажем, не наш клиент.

Другой вопрос, много ли таких бизнесов осталось прямо сейчас, не говоря уже о будущем. Мы внутри компании на основе некоторых вполне объективных данных считаем, что работаем примерно для одного миллиарда человек в мире. То есть для очень внушительной части населения земного шара вообще. Это, как минимум, означает, что мы должны плотно охватывать большинство стран, отраслей и типов предприятий, начиная от малого и заканчивая крупным бизнесом.

По поводу стран могу сказать, что различия есть, и часто они существенные. Где-то, допустим, уже очень развиты мультиоблачные решения, где-то удаленные сотрудники больше работают с классическими приложениями, развернутыми на базе собственного ЦОДа. Сетевая инфраструктура или подходы к распределению нагрузок между центральным офисом и филиалами тоже могут отличаться.

Что касается отраслей, то здесь параметры распределенной работы могут сильно варьироваться. В банках, как я уже сказал, больше востребован доступ к централизованным ИТ-ресурсам главного офиса. А в нефтяной компании – наоборот – может быть важнее получение информации от региональных отделений в центральный офис в онлайн-режиме. Во всех этих сценариях компании могут повышать эффективность от внедрения решения Citrix. И они это делают. Хочу особо подчеркнуть, что мы не ориентируемся на отраслевые продукты в классическом понимании, предполагающем создание решения с последующим продвижением в неизменном виде на соответствующие отраслевые рынки. Наши решения формируются у каждого конкретного заказчика индивидуально на основе продуктового портфеля Citrix.

CNews: Что бы вы могли отметить в отношении развертывания решений Citrix? Существуют ли здесь привычные многим при взаимодействии с другими ИТ-вендорами руководства? Скажем, некие документы, которые нынче принято назвать «дорожными картами», «лучшими практиками» или «методологиями внедрения», которые, как известно, больше ассоциируются с прикладными продуктами.

Энди Макдональд: Конечно, сейчас решения нашей компании в большей степени, чем раньше, связаны с прикладными ИТ-функциями. Об этом мы уже сказали. Но мы также сказали и о том, что мы не создаем готовые отраслевые или иные решения. И, соответственно, не пишем под них методики, детально описывающие процесс внедрения для всех заказчиков.

Я бы, с одной стороны, выделил крупные компании, для которых часто приходится создавать уникальные решения, тесно вписанные в столь же уникальный ИТ-ландшафт наших заказчиков. Здесь мы в немалой степени рассчитываем на наших локальных партнеров, которые могут квалифицированно определить потребности и оптимальные схемы интеграции, а также выполнить необходимые работы. Если же речь идет о среднем бизнесе, то при работе с ним мы чаще рассчитываем на так называемых Citrix Service Providers (CSP), одна из основных компетенций которых – грамотно комбинировать предоставление более или менее стандартных сервисов. Конечно, это более дешевые и быстро выполняемые внедрения. Мы же, со своей стороны, обеспечиваем CSP всей необходимой информацией о функционале самих сервисов, равно как и о методах их предоставления. Это в полной мере может считаться методической работой.

CNews: Как бы вы могли охарактеризовать российский рынок с позиции наличия на нем разных ИТ-систем и технологий, а также других особенностей?

Энди Макдональд: С точки зрения продуктов и технологий, мне будет логичнее оценивать его не в целом, а с позиций бизнеса Citrix. В этом плане полезно напомнить, что наша концепция Workspace предполагает организацию совместной работы со многими популярными приложениями. Мы действительно имеем соглашения о сотрудничестве с известными производителями ПО, но на самом деле все куда более демократично, чем кому-то может показаться. Наши решения просто основаны на признанных всеми технических стандартах. Все это известно специалистам, все хорошо документировано, и любая локальная компания может интегрировать свои продукты и сервисы в наше решение и, соответственно, в общий ландшафт наиболее известных на рынке систем автоматизации. Сильные локальные решения в России, безусловно, есть, и они востребованы. У нас есть примеры такой интеграции, и с организационной точки зрения мы тоже готовы этому способствовать.

Для нас также значимо то, что Россия имеет очень большую территорию, а значит – здесь очень часто надо работать и с сетевой оптимизацией, и с формированием филиальных сетей. Что касается отраслей, то на сегодняшний момент я бы однозначно выделил банковскую и нефтегазовую. В других странах, даже в масштабе моего региона «Развивающиеся рынки», приоритеты вполне могут быть иными.

Хочу также сказать, что я плотно работаю с российским ИТ-рынком в течение двадцати лет и неплохо изучил его особенности. Я сам из Великобритании, которая, как известно, сейчас пытается выйти из Евросоюза. Пресловутый Brexit проходит очень долго и болезненно. Появляются новые и новые опасения, и все буквально погрязли в бесконечных дискуссиях о последствиях. Хотя ничего еще не произошло. Видя это, мне все время хочется упомянуть про Россию. Даже на примере нашего ИТ-бизнеса (хотя вопрос тут, безусловно, куда глубже) видно, что за эти двадцать лет страна проходила очень серьезные преобразования. И люди при этом не строили догадки и прогнозы, а приспосабливались к новой ситуации, новым требованиям, разрабатывали и внедряли новые ИТ-решения. В такой среде коммерческой компании работать вполне комфортно.