Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Техника

Lenovo завела в России склад и хочет отказаться от услуг дистрибуторов

Китайская Lenovo заявила о стремлении отказаться от услуг посредников при ввозе своих ПК в Россию. Конкуренты и партнеры по-разному отнеслись к желанию вендора: в Acer говорят о неумении Lenovo работать с каналом, в Asus - о неочевидности преимуществ прямых поставок, а недавно сделавшая аналогичный шаг Toshiba приветствует намерения Lenovo.

Китайский производитель персональных компьютеров (ПК) Lenovo стремится изменить схему работы в России. Стратегия компании на местном рынке заключается в постепенном переходе на прямую работу с реселлерами, заявил CNews вице-президент Lenovo по работе в России и СНГ Бай Юйли.

Сейчас продукцию Lenovo в России растамаживают партнеры первого уровня (Tier 1, дистрибуторы), а ее дальнейшей реализацией занимаются партнеры второго уровня (Tier 2, реселлеры). По словам Бай Юйли, Lenovo стремится сделать эту схему в России одноуровневой, самостоятельно растамаживая и отгружая ПК реселлерам. Он оговаривается, что выполнимость этих планов не очевидна: “посмотрим на реальную ситуацию”.

В июне 2011 г. у Lenovo появился собственный склад в подмосковном городе Пушкино общей площадью 10 тыс. кв. м., из которой непосредственно для хранения предназначены 5 тыс. кв. м. Связано ли появление склада с постепенным изменением схемы работы с каналом продаж, в компании уточнять не стали. Бай Юйли добавил, что компания рассматривает и вопрос локализации сборки в России.

Напомним, что Бай Юйли взял на себя руководство локальным офисом в декабре 2010 г., когда Россия и страны СНГ в Lenovo были отнесены к подразделению Emerging markets, отвечающему за работу в регионах с развивающейся экономикой. До этого Россия входила в подразделение Lenovo по работе с европейскими странами. Именно в созданной тогда новой структуре управления оперативный контроль над локальной деятельностью перешел в московское представительство.

В 2011 финансовом году (закончился 31 марта) Lenovo в СНГ продала 1,137 млн ПК, выручка вендора в регионе за этот период составила $505 млн.


Теперь кроме желания ввозить ПК в Россию напрямую у китайской Lenovo есть склад в Подмосковье

Как говорят CNews участники рынка, для многих компьютерных вендоров отказ от звена, отвечающего за растаможку, уже произошел. Из наиболее крупных компаний исключение составляют лишь Acer и Asus. В этих производителях CNews подтвердили, что пользуются двухуровневой моделью канала продаж.

В Acer не стесняется критиковать локальную стратегию Lenovo. «Неумение работать с двухуровневой моделью продаж приводит к тому, что ту работу, которую профессионально выполняют дистрибуторы, компания Lenovo вынуждена брать на себя в сочетании со всеми сопутствующими рисками», - считает глава российского офиса Acer Глеб Мишин.

Рынок России для Lenovo чрезвычайно интересен, уверен Мишин. «Но миллионные вложения в прошлом году превратились в несоразмерные инвестициям рыночные доли, - добавляет он. - Причин несколько, главная - это непонимание российского рынка и попытка работать «по-китайски» (что естественно, т.к. Lenovo в Китае очень успешная компания) в совершенно других условиях».

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Что касается рыночных долей, то Lenovo сама дает их динамику со ссылкой на IDC. Сейчас на российском рынке ПК компания занимает 9,6%, отдельно в сегменте мобильных компьютеров - 14,1%.

В компании Asus в ближайшее время не намерены менять существующую схему поставок компьютеров, но в 2012 г. готовы вернуться к этому вопросу. «Мы пользуемся складами дистрибуторов, - говорит представитель вендора по продажам Алексей Осипов. - К сильному изменению конечной стоимости для покупателей прямая работа поставщика с таможней не ведет. Ценник на ПК на рынке и так достаточно агрессивен, к тому же при ценообразовании часто исходят из желаний крупных федеральных ритейлеров».

По словам Осипова, запрос на прямую работу с вендорами у крупных розничных сетей есть, но экономические преимущества отказа от услуг дистрибуторов не очевидны.

В лагере производителей, отказавшихся от услуг посредников, находится Toshiba. «Таможенную чистку с начала 2011 г. проводит Toshiba CIS, но склада в России у нас нет, мы везем ПК по предзаказу, - заявил CNews руководитель локального офиса вендора Игорь Снытко. - До этого таможней занимались партнеры, закупающие устройства за рубежом. С точки зрения ценообразования для потребителя действительно большой разницы нет, но более удобно с точки зрения логистики, т.е. сроков получения товара клиентом. Я приветствую намерение конкурентов перейти на такую схему».

Георгий Джабиев, T1 Cloud: «Отчуждаемое» облако — новая модель аренды ИТ-инфраструктуры для крупного бизнеса и государства
Маркет

Самих крупных дистрибуторов не беспокоит тенденция отказа от их услуг. «Мы не ожидаем серьезных изменений в нашем совместном бизнесе. Вероятно, какое-то количество прямых контрактов с партнерами второго уровня будет заключено. И, в первую очередь, скорее всего это будет федеральный ритейл, - считает директор департамента «Мобильные ПК» компании Merlion Дмитрий Виноградов. - Полного отказа от двухуровневой работы мы не ожидаем, так как в России одному поставщику работать напрямую со всеми, с большим партнерским каналом невозможно. Фактически это означает построение собственного дистрибуторского бизнеса на базе представительства. И это крайне маловероятно».

В розничной сети «Белый ветер Цифровой» решили не комментировать шаг Lenovo, поскольку, как оказалось, отношения магазина с этим вендором подходят к концу. «К продукции нет интереса, не наша аудитория, уже сегодня практически ее не продаем, - говорит официальный представитель «Белого ветра» Марина Рукавицына. - Партнерство будет свернуто до конца 2011 г.».

Уточненную позицию вице-президента Lenovo по работе в России и СНГ Бай Юйли читайте здесь.

Денис Легезо