Как обмануть Реестр отечественного ПО: ФОМС купил «железо» из США в 10 раз дороже российских аналогов

Бизнес Законодательство Тендеры ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Валерия Шмырова
ФФОМС закупает ВКС-оборудование из США за 27,5 млн руб. Производители российских аналогов считают, что фонд сознательно обошел правила импортозамещения при выборе продукта. Отечественное решение обошлось бы ФФОМС в 2-3 млн руб.

ФФОМС совершает закупку

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) закупает американское оборудование для видеоконференцсвязи на 27,487 млн руб. Российские производители ВКС-решений утверждают, что фонд делает это в обход запрета на покупку зарубежного ПО, и что отечественный аналог обошелся бы ему почти в 10 раз дешевле.

Информация о закупке размещена на портале государственных закупок zakupki.gov.ru. Там же вывешен документ «Обоснование невозможности соблюдения запрета на приобретение иностранного ПО», в котором ФФОМС поясняет свое решение.

21 ноября победителем в тендере было объявлено ООО «Регионком», предложившее цену госконтракта 27212130 руб., что на 275 тыс. руб. меньше первоначальной цены.

Американский продукт и российские аналоги

ФФОМС собирается закупить ВКС-сервер Avaya Scopia Elite 6140 с предустановленным ПО, систему управления ВКС Scopia Management и систему преодоления межсетевых экранов.

Компания TrueConf проанализировала описание закупки и пришла к выводу, что аналогичная отечественная ВКС-система, созданная на базе TrueConf Server, обошлась бы ФФОМС в 2-3 млн руб. На рынке существуют TrueConf и иные российские аналоги закупленного продукта – это решения компаний Mind, Videomost, «Видеоселектор» и др.

TrueConf не будет опротестовывать закупку. По словам директора по развитию TrueConf Дмитрия Одинцова, один из партнеров компании пытался опротестовать эту закупку в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) несколько дней назад, но ведомство рассмотрело жалобу и признало ее необоснованной.

Проблема классификации

Из «Обоснования невозможности соблюдения запрета» следует, что ФФОМС провел поиск отечественных аналогов закупаемого ВКС-сервера в реестре отечественного ПО Минкомсвязи. Однако поиск был ограничен классом реестра «BIOS и иное встроенное программное обеспечение», в то время как российские продукты такого назначения перечислены в классах реестра «Серверное и связующее программное обеспечение» и «Офисные приложения, Прикладное программное обеспечение общего назначения». На вопрос CNews, почему поиск проводился в неверных разделах реестра, ФФОМС не смог ответить более, чем за сутки.

ФФОМС закупил американскую ВКС при наличии отечественных аналогов, продающихся в 10 раз дешевле

По мнению TrueConf, ФФОМС сознательно сузил поле поиска, чтобы не проводить сравнение закупаемого продукта с отечественными аналогами.

По словам Маргариты Емельяненко, представителя компании SPIRIT, разработчика ВКС-продукта VideoMost, странно, что ФФОМС искал ВКС-сервер среди «BIOS и иного встроенного ПО», однако, отмечает она, на сегодняшний день нет четких инструкций или методических указаний, как именно заказчики должны определять класс закупаемого ПО.

«Получается, что заказчик может заглянуть в классификатор и выбрать первый понравившийся вариант. Вскрылась застарелая проблема с классификатором, о которой мы много говорили и писали еще в прошлом году», – подводит итог Емельяненко.

Проблема сравнения

Что касается закупленной системы управления сеансами ВКС, то поиск российских аналогов этой системы был проведен ФФОМС во всех классах реестра Минсвязи. Однако, делая выборочное сравнение найденных продуктов с американским, ФФОМС проигнорировал решения трех крупнейших производителей ВКС-систем в России – компаний TrueConf, Videomost и Mind.

Videomost отмечает, что не существует четких и недвусмысленных инструкций или указаний, что заказчики должны сравнивать планируемое к закупке ПО со всеми российскими аналогами из реестра, а не выбирать для сравнения и обоснования заведомо слабые или сырые продукты.

Таким образом, у заказчиков остается очень много возможностей профанировать импортозамещение, уклоняясь от закупок отечественного ПО, и «закупка ФФОМС в этом смысле не слишком выделяется», - говорит Емельяненко.

По ее мнению, нужны четкие и понятные указания, как определять класс ПО. Кроме того, заказчики не должны сами заниматься анализом – их следует обязать делать запросы разработчикам. Наконец, сравнение иностранного продукта должно проводиться со всеми возможными отечественными аналогами, а не по выбору и усмотрению заказчика.