Разделы

Бизнес Финансовые результаты Интернет E-commerce

Число электронных торговых процедур в сегменте B2B выросло за первое полугодие 2012 г. в 3 раза

По данным аналитического департамента B2B-Center, рынок электронных закупок России в первом полугодии 2012 г. продемонстрировал уверенный рост как в сегменте закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (B2G), так и в сегменте корпоративных закупок (B2B).

Ежемесячный прирост количества участников в сегменте B2G в среднем по рынку составил чуть более 2%, в сегменте B2B — 4,3%. В абсолютных показателях прирост количества участников электронных торгов составил около 100 тыс.

Количество объявленных торговых процедур в сегменте B2B за первые 6 месяцев 2012 г. превысило в 3 раза количество торговых процедур за аналогичный период прошлого года, что свидетельствует о росте популярности электронной закупочной деятельности в бизнес-среде, подчеркнули в B2B-Center. В сегменте B2G количество торговых процедур относительно аналогичного периода выросло всего в 0,5 раза. Так, за первое полугодие 2011 г. количество объявленных торговых процедур на электронных торговых площадках корпоративного сектора составляло 90 тыс., а за первое полугодие 2012 г. — 270 тыс. Количество объявленных торговых процедур по тем же показателям в сегменте B2G составило 158 тыс. и 233 тыс. соответственно.

Прирост числа участников электронных закупок в сегменте B2B
Прирост числа участников электронных закупок в сегменте B2B

Между тем, в государственных закупках темпы роста объемов сделок значительно отстают от коммерческого сектора. Так, если в первом полугодии 2012 г. в сегменте B2G было проведено около 40% от всего объема закупок 2011 г., то в В2В этот показатель равен 70%. «Сравнивая объемы закупок обеих сегментов за аналогичные периоды 2011 и 2012 годов, можно отметить, что в B2G они совпадают, а в В2В показатели 2012 года превышают более чем в 2,5 раза показатели 2011 года», — говорится в сообщении B2B-Center.

Количество объявленных торговых процедур в сегменте B2B
Количество объявленных торговых процедур в сегменте B2B

По данным компании, в сегменте B2G произошло снижение среднестатистического лота практически на 20% (с 5 млн руб. до 4 млн руб.). В сегменте B2B, напротив, средняя стоимость лота увеличилась на 15% (с 7 млн руб. руб. до 8 млн руб.). Специалисты объясняют этот факт стремлением заказчиков выводить на электронные торги практический полный объем закупок, что приводит к увеличению доли «мелких» закупок и снижению средней стоимости торговой процедуры.

Объем объявленных торговых процедур в сегменте B2B
Объем объявленных торговых процедур в сегменте B2B

По данным B2B-Center, основным драйвером роста на рынке электронной коммерции как в частном, так и в государственном сегментах выступают закупки услуг строительства. Так, в коммерческом секторе электронные торги в отрасли строительства составляют около 40%, за ними следуют закупки машин и электрооборудования — около 35%. С точки зрения номенклатурной структуры — более 90% закупок сектора B2B приходится на электрооборудование и электронику (27%), строительные работы, реконструкцию (22%), продукцию металлургии, металлоизделия (21%), машины и технологическое оборудование (12%).


Отраслевая структура участников рынка электронной торговли в сегменте B2B на примере участников системы B2B-Center

В настоящее время большинство игроков рынка электронных закупок (как сегмента B2B, так и B2G) сосредоточились на активном привлечении компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ. Причиной тому является уникальное сочетание — частичный контроль со стороны государства (и, как следствие, желание сделать закупки максимально прозрачными), а также очень большая емкость данного сегмента, пояснили в B2B-Center.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Примечательно, что присутствием в России операторы торговых площадок не ограничиваются. Ряд ЭТП планируют выйти на международную арену. В частности, в течение второго квартала т.г. была открыта площадка B2B-Center в Турции и объявлено о планах открытия торговых площадок B2B-Center во Вьетнаме, Бразилии, Индонезии, Индии и Китая.

Кроме расширения своего географического присутствия, ЭТП стали активно трансформироваться в торговые системы (соединяющие несколько площадок). Так, в последние месяцы состоялся запуск специализированной торговой системы «Фабрикант рейл», открыта торговая площадка ЕЭТП для торгов госкорпорации «Росатом», пользователям «Тендер.Про» открыт доступ к системе электронных закупок TecLot.com. Торговая система B2B-Center объединяет около 30 площадок, из которых 13 — отраслевых, 11 — корпоративных и несколько региональных.

Помимо увеличения количества торговых площадок и создания электронных торговых систем наблюдается функциональное развитие ЭТП — за счет интеграции дополнительных сервисов для участников торгов. Так, вслед за сервисом вебинаров, B2B-Center готовится к запуску страхового сервиса — продаже в режиме онлайн страховых продуктов участникам системы B2B-Center. Партнером B2B-Center по разработке и внедрению страхового сервиса станет «Росгосстрах».

По прогнозам B2B-Center, в конце августа и сентябре следует ожидать сезонного увеличения ключевых показателей деятельности электронных торговых площадок в сегментах B2B и B2G, так как на этот период приходится возобновление активности закупщиков, которая достигнет своего пика в четвертом квартале. В целом, по оценкам аналитиков, в 2012 г. объем сделок, заключенных в торгово-закупочных системах, как в B2B, так и в B2G сегментах превысит показатель 2011 г. в 2-2,5 раза.

Татьяна Короткова