Статья

Воровство контента: как обезопасить свой сайт?

Интернет Веб-сервисы
мобильная версия

Содержание веб-сайтов давно уже превратилось в весьма привлекательный предмет воровства. Украсть материалы, на которые потрачены время и деньги, злоумышленник может практически всегда. Причем для этого не требуется особых технических средств. При этом похищенный контент можно использовать по-разному, в том числе и для нанесения серьезного ущерба имиджу компании. Тем не менее, эксперты уверены - снизить риск кражи или найти преступника все-таки можно.

Объектом копирайта на сайте может являться все, что угодно: текст, графика, дизайн в целом и вообще любой компонент проекта. Под контентом вебсайта в основном понимается совокупность текстовых, графических, медийных объектов, а также различных сервисов, представляющих собой компьютерный код. Перечисленные объекты подпадают под нормы закона об авторском праве, поскольку содержат элементы творчества. Поэтому юристы ставят знак равенства между статьями на сайте или программным кодом и литературными произведениями, а изображения и дизайн страниц приравнивается к живописи. Объектом авторского права в этом отношении может выступать как сам сайт, так и отдельные его части, которые могут защищаться, в свою очередь, законом о патентах и товарных знаках.

Так, Анастасия Амосова, юрист российской практики по ИС и ИТ фирмы Salans, отмечает, что помимо этого, интернет-сайт подлежит охране в качестве составного произведения, поскольку представляет собой совокупность особым образом подобранных и расположенных материалов (графических, текстовых и т.д.), а также компьютерного кода, позволяющего управлять такими материалами. Эта позицию подтверждена и Высшим Арбитражным Судом в постановлении от 22 апреля 2008 г. N 255/08. Тем не менее, в понимании контента и того, как его защищать есть нюансы: юрист Артем Лебедев отмечает, что "необходимо и наличие творческого труда автора. Например, информация в виде сведений к творческому труду не относится. Сайт можно охранять несколькими способами. Можно охранять каждый элемент по отдельности, дизайн, текст или фотографию, а можно и в совокупности как базу данных". Сергей Рыжиков, генеральный директор компании "1С-Битрикс", отмечает, что, если дизайн еще можно защитить, то верстка и технические решения практически не защищены: "наиболее часто воруют преимущественно авторский, уникальный контент, за которым приходят на сайт. Воруют для того, чтобы развивать свой бизнес. Есть проекты, полностью построенные на ворованном - <заимствованном> - контенте. Само описание компании как таковое ценности не представляет и как объект для кражи никого не интересует. В основном воруют контент, производство которого дорого". Оценить же стоимость создания контента можно только путем полного анализа всех факторов, таких как тематика, количество знаков (для текстов), сложность создания и воспроизведения (изображения, видео, аудио). Так, например, некоторые эксперты предлагают следующую шкалу возрастания уровня цен: простое копирование-рерайт-перевод-новости со своими комментариями-эксклюзивы. Артем Лебедев согласен с минимальными суммами в 5 долларов за 1000 знаков статьи для оптимизации сайта в поисковой системе под определенные запросы и в 10-20 долл. за час обработки фотографии.

Зачем, как и кто ворует?

Опрошенные CNews эксперты отмечают, что контент на вебсайтах является центральнообразующим компонентом, поэтому к нему и приковано такое пристальное внимание не только его создателей, но и так называемых "черных оптимизаторов". Почти на любой интернет-странице есть контент, правда, разного рода: на легальном ресурсе он создан вручную, а на фальшивом – скопирован и обработан для увеличения притока посетителей.

Кроме того, необходимо отметить, что скопировать контент в электронном виде намного легче, чем его создать или купить, – это применимо как к тексту, так и к сложным мультимедийным объектам (видео и флэш-роликам). Глава юридической фирмы "Интернет и право" Антон Серго уверен, что для копирования контента достаточно знать комбинации "Ctrl+С" и "Ctrl+V" и это всегда будет дешевле, чем создавать что-то с нуля. Кирилл Рожковский, руководитель компании WapStart.ru, отмечает, что, говоря про контент вообще и его подверженность пиратству, не стоит забывать и о том, что идея интернета предполагает свободный доступ к информации. Технические средства, с помощью которых пользователи просматривают данные, позволяют без особого труда скачивать практически любой контент, иными словами, если у человека возникнет необходимость что-то себе скопировать, то никакие предупреждения о нарушении авторских прав его не остановят.

Игорь Ашманов, генеральный директор компании "Ашманов и парнеры", среди вероятных воров контента, называет оптимизаторов: "Контент воровать выгодно тем, кто создает фальшивые страницы – дорвеи". По его словам, существуют целые компании, которые собирают контент с сайтов и блогов с помощью специальных роботов. Собранный материал автоматически перемешивается и синонимизируется – на выходе получаются псевдотексты, более-менее похожие на естественные, их используют для замусоривания поисковиков, блогов и т.п., то есть для привлечения поискового трафика и его монетизации. "Смысл таких технологий - максимально удешевить саму процедуру создания псевдоконтента, потому что автоматическая процедура выгоднее, чем нанимать десятки копирайтеров из числа студентов", – говорит он.

Игорь Ашманов называет три основных сценария воровства текстов. Первый, довольно частый вариант - текст выкачали роботом, чтобы построить фальшивый сайт. В этой ситуации авторское право по сути не страдает, поскольку украдена некая текстовая масса, которую, скорее всего, еще и переделают до неузнаваемости. Найти злоумышленников будет почти невозможно, равно как и обвинить их в воровстве. Да и незачем – интересы автора контента тут практически не задеты.

Второй, редкий вариант, о котором говорит Ашманов, - это когда текст украли, чтобы ваш сайт "опустить" в поисковой машине. Такое сейчас бывает все чаще. Конкуренты могут размножить украденный текст в большом количестве копий на разных сайтах. Затем на эти страниц покупаются специальные рекламные ссылки, чтобы поднять рейтинг страниц в поисковой системе. В итоге, у этих копий рейтинг может стать выше, чем у оригинала, и поисковая система может воспринять ваш оригинал за копию, понизив соответственно его позицию в результатах поиска. Здесь бороться довольно трудно, нужно списываться с поисковиками, добиваться восстановления вашего рейтинга и т.п. Но, по мнению Ашманова, это вообще по сути не нарушение авторского права, хотя применять копирайтное право для борьбы здесь можно.

Третий, самый естественный вариант – текст украли, потому что он качественный, и ворам хочется получить высокий рейтинг в поисковых машинах или сэкономить средства на создание качественного контента. По мнению Ашманова, это самый распространенный случай. "Вот тут как раз страдает авторское право и возможно, доходы. Тут как раз нужны юристы, письма с требованиями снять контент и т.п," – говорит он.

Как защитить?

В интернете работает принцип охраны произведений по факту их создания без необходимости соблюдения каких-либо формальных процедур (регистрация обозначения, совпадающего с доменным именем, в качестве товарного знака, дизайнерского решения внешнего вида сайта в качестве промышленного образца, нотариально заверенная фиксация, например, времени создания объекта), и он распространяется и на авторские посты в блогах, статьи в онлайн-СМИ и тому подобные материалы. Впрочем, если отнестись к защите своего контента серьезно, то придется как раз и проходить подобные процедуры, причем формально все они имеют право на существование и могут быть представлены в качестве доказательств на суде.

Антон Серго считает, что с точки зрения защиты кода и дизайна сайта наиболее надежной является государственная регистрация авторских прав в Роспатенте, поскольку она является единственной государственной системой регистрации авторских прав в России. "Всевозможные депозитарии являются негосударственными, а значит, степень доверия к ним со стороны органов правосудия будет соответствующая", - отмечает юрист. С его мнением согласна и Анастасия Амосова, так как документы, выданные такими организациями, будут рассматриваться судом в совокупности с другими обстоятельствами.

Другими способами, использующимися для защиты контента наряду с вышеперечисленными, являются знаки копирайта или цифровые водяные знаки, как видимые, так и невидимые, содержащие данные об авторе (например, их можно вставить в код веб-страницы), а также информация о правилах использования информации с сайта. Тем не менее, стоит понимать, что технических средств для полной защиты контента на сегодняшний момент нет. "В реальной жизни и на Западе, и у нас успешная защита своих прав возможна только в случае, когда у вас есть ресурсы: время, деньги и сильные юристы, - говорит Игорь Ашманов. - Нет и не может быть никаких государственных структур, которые сами, по своей инициативе будут отслеживать нарушения чьих-то копирайтных прав. Всегда нужен пострадавший и все зависит от активности его юристов, умения правильно использовать доказательства и свои права. Если компания дорожит своим контентом, то она должна включать в сумму расходов возможные издержки на ведение судебных споров". Стоимость защиты собственности всегда составляет какой-то процент от стоимости этой собственности. А государство не будет само вкладывать деньги и силы в преследование нарушителей - оно может только принять иски о возбуждении уголовного дела, если пострадавший сможет предъявить ущерб. Игорь Ашманов отмечает, что обычного законодательства вполне хватает для того, чтобы преследовать контрафакт в интернете: "Может не хватать квалификации у судей или прецедентов в судебной практике, но они сейчас образовываются: в России прошло несколько процессов, в которых судьи проявляли высокий уровень квалификации в плане понимания, что такое интернет".