Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Валерий Липкин: Бизнес кардинально меняет ИТ-приоритеты

В последнее время задачи, которые ставятся перед системными интеграторами, заметно изменились. Заказчиков ИТ-решений больше не интересует абстрактное "повышение эффективности" и в гораздо меньшей степени чем раньше они заинтересованы в сокращении издержек. О том, почему у российского бизнеса появились другие приоритеты и чем это обернется для ИТ-компаний, в интервью CNews рассказал Валерий Липкин, президент группы компаний BCC.

Во-вторых, чрезвычайно сложной задачей является управление комплексным проектом, для реализации отдельных составляющих которого используются совершенно разные методологии и подходы. Ведь внедрение, скажем, транзакционной системы уровня предприятия весьма существенно отличается от внедрения системы управления технологическими процессами. А эти работы все чаще становятся элементами единого проекта или программы проектов. Поэтому нужны навыки, методология, организационная готовность к ведению таких проектов. А это сейчас могут обеспечить единицы компаний из сотен присутствующих на рынке. Да, многие игроки имеют весьма диверсифицированный бизнес – от сборочных производств до управленческого консалтинга, но этого часто бывает недостаточно для успешной реализации проекта. Ведь даже в рамках одной компании или группы зачастую не удается обеспечить должное взаимодействие подразделений, необходимую мотивацию в рамках единого проекта или программы проектов, и фактически они существуют как совершенно независимые бизнесы в группе компаний. Кстати, именно в интеграции в единый проектный бизнес и состоит, на мой взгляд, основная сложность такого инструмента развития, как поглощения.

CNews: Как вы оцениваете уровень профессионализма в управлении проектами среди российских компаний? Много ли внимания интеграторы уделяют этому аспекту деятельности?

Валерий Липкин: По отдельным традиционным составляющим, скажем, по внедрению ERP-систем, этот уровень весьма высок. Существенно меньше опыта и навыков управления проектом, включающим в себя различные составляющие, и, что вполне объяснимо, по новым технологиям и подходам, таким, например, как SOA, мобильные и портальные решения. Кроме того, все-таки еще очень мало опыта у российских ИТ-компаний в построении и четкой реализации цепочки "бизнес-задача – инструменты решения". Над этим еще предстоит много работать. Что касается внимания к этому направлению деятельности со стороны интеграторов, то вопросы профессионального проектного управления в сегодняшних условиях просто нельзя обойти стороной. Думаю, в ближайшее время это станет одним из ключевых показателей, определяющих положение компании среди конкурентов, наряду с развитием экспертиз по новым технологическим направлениям.

CNews: Какие бизнес-задачи являются сегодня ключевыми для заказчиков в разрезе отраслей?

Валерий Липкин: Развитие всех без исключения ключевых отраслей сегодня определяют фундаментальные тенденции, а отнюдь не временные факторы. Это значит, что появляющиеся в настоящее время новые задачи будут актуальны еще как минимум 3 – 5 лет.


Валерий Липкин: Развитие всех ключевых отраслей сегодня определяют фундаментальные тенденции, а не временные факторы

Начну с телекома – это, пожалуй, та вертикаль, где наиболее востребованы комплексные инновационные бизнес-проекты и где их реализация дает наиболее наглядные результаты в виде, скажем, роста ARPU. За счет потребительского бума последних лет рынок подошел к порогу своего насыщения традиционными голосовыми услугами, как фиксированными, так и мобильными. Так, проникновение сотовой связи еще год назад превысило 100%. Дальнейшее развитие рынка лежит в области внедрения новых услуг, потенциальный спрос на которые, несомненно, есть. Опыт последних лет показывает, что в качестве нового драйвера развития рынка уже сейчас выступает широкополосный доступ в интернет (ШПД) в сочетании с услугами по предоставлению разнообразного мультимедийного контента посредством этой "трубы". В качестве примера такого рода услуг можно привести цифровое интерактивное телевидение – IPTV, видео по запросу, VoIP и целый ряд других услуг. О том, насколько этот рынок перспективен, говорит хотя бы тот факт, что у большинства наших заказчиков из числа телекомов годовой прирост абонентской базы по ШПД составляет сотни процентов. Все это приводит не просто к необходимости коренной модернизации телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры оператора, причем в весьма сжатые сроки, но и к изменению, причем существенному, бизнес-модели оператора. То есть проект по выводу на рынок новых услуг, а именно так ставится сейчас задача в данной вертикали, должен охватывать все уровни: от уровня сетевой инфраструктуры – ее перевода с технологии TDM на IP, до уровня приложений и бизнес-процессов. Наш опыт реализации таких проектов в телеком-вертикали показывает, что и от ИТ-компании это требует весьма серьезного изменения собственной бизнес-модели. От внедрения отдельных составляющих и решения единичных задач ИТ-компания должна перейти к реализации комплексных бизнес-проектов.

В финансовом секторе схожая ситуация - бизнес-стратегия финансовых институтов четко определяет новые цели, критерии эффективности ИТ-проектов и их состав. Путем поглощения региональных финансовых организаций продолжают формироваться крупные многофилиальные структуры, стратегией развития которых является переход от обслуживания материнских компаний к работе на рынке розничных банковских и страховых услуг. Поэтому необходима адекватная ИТ-инфраструктура, позволяющая не только единообразно предоставлять услугу во всех филиалах банка, но и оперативно изменять портфель продуктов, реагируя на изменения рынка. Эта задача диктует вполне определенный набор ИТ-инструментов: интеграция приложений на базе SOA для гибкой поддержки сквозных бизнес-процессов, консолидация исполнения приложений на базе единого центра обработки данных (ЦОД) и реализация терминального доступа, позволяющего обеспечить надежный защищенный доступ с рабочих мест в филиалах к централизованным приложениям. По-другому задачу работы многофилиальной структуры на розничных финансовых рынках просто не решить, и здесь как раз вопрос не просто снижения издержек, а принципиальной реализуемости бизнес-стратегии. В качестве примера могу привести серию проектов, выполненных нами в "УРСА-Банке". Этот банк был создан в результате объединения "Сибакадембанка" и "Уралвнешторгбанка". Он обладает седьмой по величине филиальной сетью и продолжает ее развивать. Чтобы реализовать средствами ИТ его стратегию, требовалось, в частности, централизовать функционирование ключевых приложений, обеспечивающих предоставление услуг, и обеспечить удаленный доступ к ним. Для этого был создан центр обработки данных и система терминального доступа.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Инфраструктурные отрасли – промышленность, энергетика, транспорт – начинают активно инвестировать в обновление основных фондов с целью повышения конкурентоспособности, расширения объема и номенклатуры производимой продукции, повышения производительности труда, снижения ресурсоемкости производств. Кстати, задача снижения ресурсоемкости стоит так остро отнюдь не только из соображений экономии (хотя сырье действительно дорожает), а скорее по причине физического отсутствия дополнительных объемов сырья и энергомощностей. Т.е. если в этой ситуации вы хотите расширять производство, то единственно возможный путь – снижение его ресурсоемкости. Также продолжается процесс консолидации, который сейчас переходит от этапа консолидации активов на уровне владения к выстраиванию централизованного операционного управления. Соответственно, в этих отраслях наиболее остро стоят задачи реализации масштабных инвестиционных программ модернизации основных фондов и выстраивания гибкого операционного управления сложной территориально-распределенной структурой, образованной из десятков, а иногда и сотен организаций.

CNews: Какой управленческий и ИТ-инструментарий востребован для решения этих задач?

Валерий Липкин: Во-первых, необходимо выстроить адекватную систему управления инвестиционными проектами капитального строительства, в которых задействовано множество подрядчиков, сотни тысяч наименований номенклатуры, и при этом уложиться в заданные сроки и бюджет. Задача эта относительно новая. Для ее решения весьма интересным подходом может стать использование наиболее передового опыта крупных международных строительных компаний в области управления такого рода проектами. Появляются такие проекты и в России. В частности, наша дочерняя компания SPro Consulting обладает не только соответствующей экспертизой, но и успешным практическим опытом в этой области.