Спецпроекты

На страницу обзора
ИТ в госсекторе: 10 главных трендов

В 2021 г. мировые расходы на цифровизацию в госсекторе выросли на 9%. В 2022 г. темпы роста упадут до 5%, зато в 2023 г. достигнут 16%. В государственном секторе набирает популярность модель Anything-as-a-Service (XaaS). Госведомства переходят на компонуемые платформы, постепенно отказываются от устаревших систем и внедряют искусственный интеллект для того, чтобы сделать госсервисы максимально удобными.

Государственные расходы на информатизацию будут расти, но неравномерно

В 2021 г. государственный сектор во всем мире потратил на ИТ $538,8 млрд. По прогнозам Gartner, в 2022 г. расходы правительств на ИТ вырастут на 5% до $565,7 млрд. В 2023 г. аналитики прогнозируют рост еще на 16,6% до $660 млрд.

Самые значительные средства государственные ведомства направляют на финансирование ИТ-услуг — в 2021 г. на эти цели было израсходовано $191 млрд. На втором месте программное обеспечение — $147 млрд.

Расходы правительств на ИТ в мире, 2021-2022 г.

Категория трат Расходы 2021 г., $ млн Рост 2021/2020, % Расходы 2022 г., $ млн Рост 2022/2021, % Расходы 2023 г., $ млн Рост 2023/2022, %
Решения для ЦОД 25 085 7,3% 26 137 4,2% 26 642 1,9%
Устройства 37 484 13,0% 37 823 0,9% 37 389 -1,1%
Внутренние услуги 68 241 -2,1% 68 188 -0,1% 70 767 3,8%
ИТ-услуги 191 841 10,7% 204 206 6,5% 220 997 8,2%
Программное обеспечение 146 952 16,9% 162 278 10,4% 183 012 12,8%
Телекоммуникационные услуги 69 190 1,1% 67 102 -3,0% 67 193 0,1%
Итого 538 793 9,1% 565 734 5,0% 660 000 16,6%

Источник: Gartner, июнь 2022

Самый существенный рост расходов наблюдается в сегменте ПО: в 2021 г. они увеличились на 16,9%, в 2022 г. продолжат расти быстрее рынка— на 10,4%, в 2023 г. увеличатся еще на 12,8%. Очень востребованы ИТ-услуги: в 2021 г. расходы на них увеличились на 10,7%, в 2022 г. темпы роста снизятся до 6,5%, а в 2023 г. опять вырастут до 8,2%. 2021 г. стал годом повышенного спроса на устройства — госсектор израсходовал на них на 13% больше, чем годом ранее. В последующие годы спрос на них резко упадет (0,9% в 2022 г. и -1,1% в 2023г.).

Снижается спрос на телекоммуникационные услуги — в 2021 г. расходы на них выросли всего на 1%, а в 2022 г. сократятся на 3%, а в 2023 г. практически не изменятся. Причина — отказ от дорогостоящих устаревших систем в пользу современных цифровых.

Аналитики Gartner отмечают, что в государственном секторе набирает популярность модель Anything-as-a-Service (XaaS) — она обеспечивает лучшую окупаемость инвестиций, делает бюджетирование ИТ более предсказуемым. Gartner прогнозирует, что к 2026 г. большинство государственных ведомств будут использовать XaaS.

Главные ИТ-тренды

В январе 2022 г. Gartner выпустил отчет Top Technology Trends in Government for 2022, в котором описал десять основных тенденций в сфере ИТ для государственного управления в 2022 г. Аналитики уверены, что следование этим трендам ускорит цифровую трансформацию в госсекторе.

1. Компонуемые государственные платформы

Аналитики Gartner считают, что к 2024 г. более 25% критически важных государственных систем будут основаны на решениях, поддерживающих компонуемый подход к проектированию бизнес-архитектуры и технологий. Это позволит сосредоточиться на создании услуг, ориентированных на граждан, и отказаться от программно-ориентированного подхода.

2. Адаптивная безопасность

К 2025 г. 75 % ИТ-директоров в госведомствах будут отвечать за информационную безопасность в целом. А значит им придется уделять больше внимания человеческому фактору, проводя обучение рядовых сотрудников.

3. Экосистемы цифровой идентификации

К 2024 г. не менее трети стран и половина штатов США внедрят мобильные технологии идентификации личности. Однако лишь незначительная часть таких решений будет совместима между собой, что приведет к возникновению проблем цифровой идентификации на межгосударственном уровне.

4. Комплексный клиентский опыт

К 2023 г. правительства, не придерживающиеся концепции комплексного клиентского опыта (Total Experience или TX), не смогут добиться успеха при создании государственных сервисов. Total Experience предлагает развивать сервисы, опираясь на навыки клиентов, сотрудников, пользователей и их пользовательского опыта. Без этого невозможно добиться высокого качества обслуживания.

5. Все как услуга (XaaS)

95% инвестиций в ИТ в государственном секторе в ближайшие три года будет приходиться на XaaS-решения, в том числе предоставляемые из облака по подписке.

6. Модернизация унаследованных систем

Пандемия показала, что устаревшие системы не могут справиться с высокой нагрузкой, когда спрос на сервисы быстро растет. Они нуждаются в модернизации, и это должно стать не разовым, а постоянным процессом.

7. Кейс-менеджмент как услуга (CMaaS)

CMaaS может повысить гибкость работы госведомств благодаря использованию компонуемых модулей и замене устаревших решений на модульные. К 2024 г. госведомства, использующие модульный подход, будут запускать новые сервисы как минимум на 80% быстрее.

8. Гиперавтоматизация

В ближайшие три года 75% правительств запустят как минимум три инициативы по гиперавтоматизации. Гиперавтоматизация дает возможность не просто обеспечить бесперебойное предоставление государственных услуг, но и повысить эффективность госуправления за счет применения сквозных технологий, автоматизирующих не разрозненные задачи, а процесс от и до.

9. Использование ИИ при принятии решений

К 2024 г. 60% государственных инвестиций в ИИ и аналитику данных будут направлены на совершенствование процесса принятия решений в режиме реального времени.

10. Дата-шеринг как программа

Обмен данными между госведомствами, как правило, носит ситуативный характер. Дата-шеринг как программа — это подход, обеспечивающий повторное использование данных и инноваций при предоставлении услуг. К 2023 г. организации, использующие дата-шеринг, достигнут значительно больших успехов, чем их конкуренты. Это относится и к государственным структурам.

Роль CIO в государственных организациях

Пандемия вызвала и ускорила цифровизацию госсектора по всем мире. Теперь пришло время масштабировать внедренные решения и сделать так, чтобы правительство осталось или стало надежным поставщиком услуг, резюмирует Gartner.

Аналитики дают несколько рекомендаций CIO госведомств. Инвестировать надо в те технологии, которые смогут привести в существенному повышению качества госуслуг и модернизации работы ведомства. CIO могут помочь создать организации будущего, в которых цифровые решения будут обеспечивать постоянно растущие потребности, обеспечивать масштабирование и создадут компонуемую основу для развития услуг.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2021
№ 2021 Название компании Выручка в 2021 г., с НДС, ₽тыс
1 Ростелеком (цифровые сервисы)* 88 399 000
2 Softline** 17 847 644
3 ОТР 10 977 200
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2021 г.
Головной заказчик Исполнитель Сумма контракта, ₽млн
1 Минцифры Ростелеком 12 000,00
2 Минцифры Ростелеком 10 842,58
3* ФНС ГНИВЦ (2) 4 844,63
Подробнее