Спецпроекты

На страницу обзора
Аналитика для логистики: как X5 оптимизирует цепочку движения товара
Автоматизация логистики – одна из самых ответственных задач в ритейле. Четкое функционирование склада и транспортной системы обеспечивают бесперебойную работу многих других бизнес-процессов торговой сети. О сложностях управления логистикой в продуктовом ритейле, автоматизации склада, транспорта и контроля качества товаров, а также о том, почему не стоит доверять инновационным решениям, рассказал Денис Шульга, директор по логистике торговых сетей «Перекресток» и «Карусель».

Денис Шульга

CNews: В чем вы видите основные сложности логистики в продуктовом ритейле, в компаниях вашего сегмента?

Денис Шульга: Логистика в ритейле – это кровеносная система, очень тесно связанная с другими бизнес-процессами, а также косвенно – с предпочтениями покупателей. Это очень разветвленная и многоступенчатая система, которая должна работать быстро и эффективно, особенно с учетом коротких сроков годности товаров и масштабов X5. Ключевые задачи логистики в X5 – это организация надежной системы доставки товаров в отдаленные регионы и обеспечение высокого уровня качества товаров и широкого ассортимента для всех покупателей. Все, что мы делаем, нужно для достижения этих целей.

CNews: Какие задачи вам приходится автоматизировать в первую очередь?

Денис Шульга: В первую очередь мы автоматизируем и насыщаем технологиями основные процессы – учет движения товаров, заказ и мониторинг транспорта, загрузку складских помещений, контроль качества. В масштабах X5 также важна серьезная аналитика и управление издержками. Каждый день мы сталкиваемся с «магией больших чисел» – небольшой сбой или некорректная работа даже не самого важного процесса может повлиять на качество услуг в сотнях магазинов, поэтому мы внимательно относимся не только к базовым процессам, но и к деталям.

CNews: В каких направлениях будут развиваться технологии для логистики?

Денис Шульга: Первое важное направление развития – это применение аналитики больших данных о бизнес-процессах и предпочтениях покупателей. X5 работает над созданием системы персонализированного мониторинга потребностей клиентов в режиме реального времени, это часть нашего омниканального подхода к развитию. Потребности покупателей влияют на ассортимент магазинов, промо и маркетинг, постоянно появляются новые сервисы, все эти факторы в результате влияют на логистику. Чтобы как можно более точно прогнозировать спрос и адаптировать процессы в логистике, аналитические системы должны применяться очень-очень активно. Это позволит сокращать издержки, потери и списания. Мы уже активно развиваем аналитику для логистики, в проекте SmartDataX5 наши процессы есть.

Второе направление более прикладное: это оптимизация стандартных повторяющихся процессов в логистике. Объем данных, количество процессов и взаимосвязей между ними уже не позволяют обходиться только человеческими ресурсами, требуются технологии. Наиболее очевидный пример технологии, превосходящей аналитические и управленческие возможности людей, – это современные складские системы Warehouse Management System (WMS), которые дают возможность управлять не только базовым функционалом – поиском и подбором товара, процессами комплектаций и размещения товара в РЦ, но и оптимизацией топологии склада в режиме онлайн. Этот процесс называется «динамический слоттинг», за счет него пробеги погрузочной техники и персонала снижаются более чем на 20%, соответственно повышается и производительность. Кроме того, ИТ-системы позволяют лучше, чем человек, синхронизировать и оптимизировать сразу несколько звеньев по всей цепочке поставок. Одно из решений в этой области – модуль Yard Management System, или система управления двором, и ее интеграция с системами управления складом и транспортом (WMS и TMS). Настроенная работа систем Yard management, WMS и TMS синхронизирует операционные процессы внутри всей цепочки поставок. При правильной интеграции нужного архитектурного решения эти системы оптимизируют цепочку движения товара на каждом из звеньев и выравнивают нагрузку через всю логистическую сеть.

CNews: Автоматизация цепи поставок, автоматическое распознавание товаров на полках, дозаказ товара в магазин и его доставка практически без участия человека – вот это все уже работает?

Денис Шульга: Естественно, что все процессы в логистике, а тем более в такой крупной системе, как у X5, не только учитываются в WMS-системе, но и сопровождаются другими вспомогательными технологиями. Ключевые параметры каждого из процесса отслеживаются и фиксируются с помощью технологий, но человек там все равно участвует. Например, мы используем технологию голосового отбора Voice Picking, эта технология серьезно повышает производительность людей. Система дает голосовые команды сборщикам заказов на РЦ – рассказывает, какой товар, где и в какой последовательности нужно взять, как упаковать, к какому дебаркадеру подвезти собранный заказ. Это серьезно экономит время и силы сотрудников.

Также у нас полностью автоматизирован контроль «холодной цепочки». Автоматизация этого процесса нужна была в первую очередь для повышения качества продукции категории «фреш» от иностранных поставщиков. С помощью датчиков, которые закладываются на ферме у производителя в контейнер или коробку с фруктами. Пока товар путешествует по морю, датчики фиксируют температуру и влажность в коробках с фруктами и овощами. По прибытию в порт эту информацию получает наша службе контроля качества и на основании записанных данных поставку либо принимают, либо отправляют обратно. На РЦ также стоят температурные датчики в камерах для товаров «ультра-фреш». Если где-то происходит сбой, температура резко повышается, информация об ошибках отправляется на мобильные телефоны ответственным. За счет контроля температуры мы существенно сократили потери.

CNews: Каковы ваши планы на будущее? Планируете ли вы использовать что-то из громких технологий – интернет вещей, искусственный интеллект, роботизацию?

Денис Шульга: Мы пользуемся базовыми, развитыми технологиями для организации надежной работы основных систем. Нельзя доверять нашу ответственную работу еще не доказавшим свою надежность инновационным продуктам. Но мы внимательно изучаем рынок, оцениваем потенциал релевантных нашим задачам инноваций, проводим тестирование новейших разработок. Мы видим огромный потенциал в работе с данными, а также стремимся максимально использовать разработки для автоматизации процессов.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2017
№ 2017 Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2017 г. (включая НДС, в тыс.руб.)
1 Атол* 12 764 400
2 Softline** 10 752 132
3 Maykor 5 833 639
Подробнее