Спецпроекты

На страницу обзора
Кассовая аналитика: какую пользу ритейлер может извлечь из фискальных данных
К июлю прошлого года практически весь российский ритейл перешел на новые правила применения ККТ. Помимо очевидных сложностей ритейлеры получили и дополнительные преимущества – возможность оперативно собирать аналитические данные о продажах. Аналитику в реальном времени предоставляют продавцам операторы фискальных данных. О том, какие данные получают ритейлеры, как могут их использовать и что еще может предложить оператор, рассказал CNews директор по развитию бизнеса «Первого ОФД» Максим Ларькин.

Максим Ларькин

CNews: Расскажите о текущих результатах перехода на новые правила применения ККТ – сколько ритейлеров с вами работает, сколько касс, сколько данных на данный момент накоплено?

Максим Ларькин: На сегодняшний день на новый порядок переключилось более 500 тыс. налогоплательщиков, зарегистрировав около 1,6 млн касс и пробив 28 млрд чеков. Порядка 110 тыс. предпринимателей выбрали в качестве оператора фискальных данных Первый ОФД. Уже сейчас мы накопили базу в 6,7 млрд чеков. Если выходить к большим числам и считать позиции в фискальном документе, то это примерно 67 млрд записей в базе данных.

Стоит отметить, предприниматели России серьезно подошли к переходу на новые правила применения ККТ, все сделали четко и по закону. В свою очередь, ФНС пошла на встречу и дала, условно, три месяца отсрочки, что позволило оставшейся части бизнесменов выполнить все требования в срок.

CNews: Какие возможности, какую аналитику вы предлагаете своим клиентам в рамках стандартного обслуживания?

Максим Ларькин: У нас есть два интерфейса взаимодействия клиента с оператором фискальных данных – личный кабинет, расположенный на сайте www.1-ofd.ru, и мобильное приложение «Бизнес помощник» доступное в AppleStoreи GooglePlay.

Личный кабинет позволяет проверять состояние кассовых аппаратов (передаются чеки или нет), получать информацию о том, когда закончится срок действия фискального накопителя/тарифного плана, добавлять кассовый аппарат, регистрировать его в ФНС или перерегистрировать.

Аналитика, которая отображается в личном кабинете – это все переданные чеки, открытые смены. Есть возможность проверить каждый чек отдельно. Кроме того, в личном кабинете отображается информация о том, когда был отправлен чек с кассы, принят в ОФД и передан в ФНС. Можно структурировать приходы денег по наличным и безналичным расчетам. Вместе с этим, есть общая статистика динамики выручки всех торговых точек, по каждой в отдельности, количеству чеков, среднему чек и т.д. Есть возможность формировать различные отчеты и выгружать их себе, чтобы делать сверки со своими учетными системами.

Мобильное приложение «Бизнес помощник» больше ориентированно на владельцев бизнеса, директоров, руководителей, ответственных за работу кассовой техники. Это сервис, который оперативно предоставляет всю информацию, что и в личном кабинете. Кроме того, в приложении можно задать цели торговой точки. Например, у вас есть сеть магазинов, в зависимости от разных факторов цели на объем выручки будут отличаться в разных магазинах. Мы ставим цель в этом месяце выполнить объем выручки в определенной точке в размере p100 тыс. После этого в режиме реального времени следим за исполнением по карте, на которой отмечены все наши магазины. Красный – цель не достигнута, зеленый – план выполнен.

Когда мы создавали приложение «Бизнес помощник», мы ориентировались на потребность для директоров и владельцев бизнеса. И были очень удивлены, узнав, что и бухгалтеры, и технические специалисты, и менеджеры проектов скачивают приложение и решают посредством него свои задачи.

CNews: Как предоставляемая вами информация может помочь бизнесу? Кому она полезна в первую очередь?

Максим Ларькин: Оба интерфейса – личный кабинет на сайте и мобильное приложение – будут полезны как владельцу бизнеса, региональному директору и директору торговой точки, так и бухгалтеру, техническому специалисту, который отвечает за работу кассовой техники, а также сотруднику отдела финансов. В любой точке мира, ответственный за результаты работы компании смогут видеть в мобильном приложении всю необходимую им информацию об основных ключевых KPI.

Более 70% наших клиентов пользуются личным кабинетом. Это говорит о том, что те аналитические сервисы, которые мы предоставляем – пользуются популярностью. Кроме того, функционал кабинета постоянно дорабатывается, и мы будем продолжать его развивать, чтобы полностью закрывать потребности предпринимателей.

CNews: Есть ли у вас уникальные предложения, отличающие вас от конкурентов, других ОФД?

Максим Ларькин: Да, мы думаем и заботимся о наших клиентах. Так, например, на прошлой неделе мы запустили «горячую линию» по вопросам уменьшения налогов для индивидуальных предпринимателей, применяющих онлайн-кассу. Они смогут узнать, как вернуть потраченные деньги на кассовые аппараты и сэкономить свои средства. Кроме того, есть много индивидуальных решений по запросам клиентов, которые позволяют предпринимателю вывести работу своего бизнеса на новый уровень.

CNews: Могут ли ваши клиенты самостоятельно анализировать собранные данные, вы предоставляете их в «сыром» виде?

Максим Ларькин: Для своих клиентов, которые изъявили желание получать собственные данные для решения внутренних бизнес-задач, мы, конечно, предоставляем информацию. Собранные данные могут быть представлены как в «сыром» виде, так и в виде графиков и аналитики – это по желанию клиента. Кроме того, по запросу клиентов мы можем посоветовать партнеров, которые проведут консалтинговые исследования и дадут рекомендации.

CNews: Разрабатываете ли вы индивидуальные решения по запросу клиентов?

Максим Ларькин: Конечно. Есть крупные федеральные сети, наши же заказчики, которые обратились за возможностью формировать по их техническому заданию определенные исследования, аналитику для решения своих бизнес-задач. Например, есть система информирования в случае какого-либо отклонения, это делается на принципах работы с большими данными и машинным обучением.

Приведем пример из жизни – есть большое количество разрозненных по всей стране точек одной сети магазинов. В какой-то момент определенная категория товаров стала быстро заканчиваться, пусть это будет молоко. Ответственному лицу по предварительной настройке приходит оповещение «обрати внимание в данной торговой точке сейчас закончится молоко». Клиент может оперативно сформировать заказ поставщику в нужный магазин и не упускать выручку. При этом, решение можно легко интегрировать с такими системами, как SAP и 1C, и автоматически передавать информацию о проблеме в свою внутреннюю систему, чтобы сотрудники торговой точке, ответственные за ассортимент, видели прецедент.

m._larkin.jpg

m._larkin.jpg
Максим Ларькин: Аналитика в тренде, за ней будущее, и важно в этой конкурентной среде быть первыми

Второй пример, когда какая-то продукция перестала продаваться. Это решение уже для маркетинга. Как и в первом случае, ответственному лицу приходит оповещение, что товар залежался на прилавках и скоро выйдет срок годности. Сигнал – устроить акцию, дополнительную скидку, чтобы быстрее реализовать продукт.

Еще пример, когда сеть запускает новый продукт, и специалисту, который отвечает за этот товар, нужно в реальном времени понимать, что происходит с ним, какая реализация. Есть такие понятия salein и saleout, первое – то, что поступает в торговую точку, второе соответственно то, что из нее «выходит» – фактически пробивается на кассе. Как раз saleout зачастую непонятен. Поэтому при объеме больше 100 торговых точек есть необходимость, не привлекая дополнительные человеческие ресурсы, понимать, что происходит с продажами. «Первый ОФД» позволяет заказчику принимать правильные управленческие решения.

CNews: Можете привести примеры нестандартных запросов от клиентов?

Максим Ларькин: Да, таких запросов тоже много. Так, например, в связи с тем, что у нас есть свое мобильное приложение, к нам часто поступают запросы о создании мобильных приложений для определенной торговой сети, то есть просят нас выступить мобильным разработчиком.

Еще один кейс связан с торговыми центрами. Они обращаются к нам с просьбой реализовать решение по сбору информации с точек продаж. Объясню, зачем им такая информация. Если раньше была оплата аренды за один квадратный метр, то сейчас многие ТЦ переходят на новый формат взаиморасчетов, когда магазин платит арендодателю процент с выручки. Информация в ТЦ поступает в обезличенном формате, что никак не нарушает закон, при этом помогает решить потребность заказчика.

CNews: Отслеживаете ли вы состояние своих клиентов, получаете обратную связь о том, насколько эффективна подобная аналитика?

Максим Ларькин: Мы регулярно получаем обратную связь от наших заказчиков по необходимости доработки или добавления нового функционала, как в личном кабинете и мобильном приложении, так и в рамках отдельных технических заданий. В оперативном режиме закрываем все потребности клиента, совершенствуя свой сервис.

CNews: Планируете ли вы предлагать аналогичные услуги для третьих сторон, поставщиков, рекламных площадок? Как в этом случае быть с правами на собираемые данные – они принадлежат вам или ритейлеру, можете ли вы эту информацию предоставлять кому-либо еще?

Максим Ларькин: Возможности оператора фискальных данных регулируются 54-ФЗ, там четко написано, что владельцем данных, которые хранятся в ОФД, является ритейлер. Тем не менее, законом не запрещается оператору фискальных данных проводить разного рода аналитические и исследовательские активности. Из этого можно сделать вывод, что если данные корректно и юридически обезличены и сохраняют коммерческую тайну клиента, то мы имеем возможность проводить аналитические исследования. Возвращаясь к первому вопросу, к нам уже пришло огромное количество рекламных агентств, которые интересуются возможностями оператора фискальных данных. В рамках закона и при условии обезличивания данных, мы проводим для них исследования.

CNews: Как вы обеспечиваете сохранность данных, отказоустойчивость систем?

Максим Ларькин: Первый ОФД использует только современное и качественное оборудование лидеров рынка, что позволяет обеспечивать отказоустойчивость систем. Система распределенная, создается не менее пяти копий базы данных, чтобы всегда была возможность, в случае выхода из строя какой-то системы, восстановить всю информацию обратно.

CNews: Какие технологии позволяют вам оперативно реагировать на запросы клиентов, создавать актуальные для бизнеса сервисы? Насколько велик штат разработчиков, есть ли своя служба техподдержки?

Максим Ларькин: У нас более сорока разработчиков. И, конечно, есть своя служба технической поддержки, которая работая круглосуточно – 24/7. Отмечу, что с начала этого года уже было обработано свыше 20 тыс. обращений.

При этом, мы пользуемся сторонними сервисами для мониторинга работы серверов, такими как BPMSD, Zabbix, CiscoPrimeи другими. Такой комплексный подход, позволяет оперативно реагировать на все запросы и их решать.

CNews: Что у вас в планах и будет ли меняться со временем спрос на подобную аналитику?

Максим Ларькин: На сегодняшний день, по сравнению с западными странами, рынок более точной аналитики в России развит слабо. При этом спрос ритейлеров и производителей на подобные услуги растет. Мы как, оператор фискальных данных, обладаем точными данными, которые поступают к нам в режиме реального времени. При этом, текущие системы аналитики, которые есть в стране, не такие точные, по сравнению с ОФД. Аналитика в тренде, за ней будущее, и важно в этой конкурентной среде быть первыми. Пока не могу говорить о наших разработках, но в ближайшее время мы анонсируем новые возможности.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2017
№ 2017 Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2017 г. (включая НДС, в тыс.руб.)
1 Атол* 12 764 400
2 Softline** 10 752 132
3 Maykor 5 833 639
Подробнее