В психиатрической больнице № 10 департамента здравоохранения Москвы обеспечена полная автоматизация работы стационара – от оперативного управления лечебно-диагностическим процессом на всех его стадиях до интеллектуал
Проект по внедрению автоматизированной системы управления стационаром стартовал в психиатрической больнице № 10 ещё в 2007 г. Тогда на базе учреждения была внедрена уникальная система, разработчиком которой являлся врач, талантливый организатор здравоохранения Тавровский Владимир Михайлович.
В то время, когда господствовало представление, что главное в медицине — это искусство врача, а лечение "по алгоритму" квалифицировалось как бездушное, им была предложена революционная концепция, что лечение — это, прежде всего, грамотно выстроенный технологический процесс, и больной не должен зависеть от степени таланта или профессиональной интуиции лечащего врача. Человеческий разум ограничен в своей способности одновременного охвата огромного потока информации, особенно - в современной медицине. Поэтому главная задача МИС — вести врача шаг за шагом в поиске оптимального решения, помогая взвешивать и оценивать значительно больше признаков, чем способна обработать его память.
Ученик В.М. Тавровского, главный врач психиатрической больницы №10, заслуженный врач РФ Владимир Меркель, стал идейным вдохновителем внедрения системы, основанной на системном подходе к управлению медицинской организацией.
Глубоким заблуждением является то, что каждая медицинская организация настолько уникальна, что требует разработки индивидуального решения с нуля. Такая установка мешает многим начать локальную автоматизацию. Именно поэтому столь ценен опыт этой клиники, не побоявшейся в своё время на свой страх и риск разработать и внедрить собственную систему, основанную на опробованной практикой алгоритмической модели управления лечебно-диагностическим процессом.
Рождение «Вятки»
После нескольких лет эксплуатации собственной системы стало ясно, что требуется её качественное развитие - тот функционал, который может обеспечить только промышленная платформа. На помощь пришли специалисты компании «ФОРС-Вятка», входящей в группу компаний «ФОРС», которые перевели систему на платформу Oracle. Так родилось типовое специализированное решение «Вятка» для автоматизации медицинских организаций.
Благодаря возможностям технологий Oracle и профессионализму разработчиков ФОРСа, был обеспечен целый ряд новых функций, продиктованных требованиями времени - возможность удаленного доступа через веб-браузер, защита персональных данных по ФЗ № 152, готовность к использованию цифровой подписи и проч.
Но самое главное то, что в процессе оперативного управления лечебно-диагностическим процессом врач получает целую систему «подсказок», своего рода пошаговую инструкцию действий. Такая интеллектуальная поддержка помогает свести к минимуму риск врачебных ошибок и освобождает лечащего врача от рутинной работы.
Система напоминает врачам о сроках, проблемах, тяжелых и сложных больных, выдает подсказки по дифференциальной диагностике и осложнениях при постановке некоторых видов диагнозов, предлагает готовые диагностические и лечебные комплексы при часто встречающихся состояниях, а также автоматические назначения, расчеты показателей и врачебные заключения. При этом речь не идет только о медицинской части. Ежедневные сводки для главного врача и его заместителей помогают обеспечить четкое взаимодействие подразделений при решении хозяйственных и технических вопросов.
Подробная картина состояния дел в отделении позволяет построить план действий на день, проконтролировать состояние тяжелобольных и эффективно организовать работу врачей. Если лечащий врач назначает пациенту консультацию специалиста, но в назначенный срок тот не приходит, врач может проставить в системе задержку консультации, чтобы руководитель высшего уровня принял организационные меры. В целом же в результате автоматизации некоторые процессы серьезно изменились, ненужные звенья отпали, а в работе врачей появились новые, дисциплинирующие их действия, рамки.
Метаморфозы роста
Архитектурно МИС «Вятка» состоит из трех функциональных подсистем: «Врач – пациент», «Врач-больница» и «Главный врач-больница», каждая из которых на своём уровне обеспечивает решение тех или иных специфических задач. Дальнейшее развитие системы предполагает пополнение системных справочников, набора шаблонов, подсказок, алгоритмов выработки управленческих решений, а также интеграцию с другими приложениями: аптечным, бухгалтерским и кадровым. Пока больница не отказалась от использования аптечной системы «Фобос», но в перспективе ожидается внедрение аптечного модуля МИС «Вятка». Главный план больницы в области ИТ — сохранить и преумножить наработанное годами.
Анализ рациональности использования ресурсов, как и контроль качества медицинской помощи, также заложен в МИС «Вятка». Стоимость лечения каждого пациента можно рассчитать уже сейчас. Это важнейшее функциональное преимущество решения, значимость которого возрастет еще больше с переходом на финансирование по системе ОМС в 2015–2016 году. Система также обеспечивает регулярный ретроспективный анализ затрат, результатов и ролей участников лечебного процесса, а также многофакторный анализ общих показателей деятельности стационара.
Результаты проекта в цифрах
На сегодняшний день в системе организовано 50 рабочих мест, с ней работают все врачи стационара, старшие медицинские сестры и специалисты-консультанты. Интеграция раздела «Диагностические лаборатории и кабинеты» с лабораторными анализаторами позволила передавать результаты анализов после их валидизации в электронную медкарту. Система автоматизации охватывает 500 коек, 7 отделений и 70 рабочих мест. Архив конвертирован за 5 лет.
Почему ФОРС
ФОРС одним из первых на рынке стал развивать направление информатизации в медицине. Специализируясь в области готовых к внедрению решений, компания предлагает МИС «Вятку» для поликлиник и стационаров любого типа, систему бюджетирования и финансового планирования для частных клиник, а также систему телемониторинга, портал телемедицинских центров и полнофункциональные интеграционные решения для сетей клиник и медицинских учреждений.
Среди заказчиков ФОРС – «Российские Железные Дороги», «Медицина», Кировская областная клиническая больница, психиатрическая больница № 10 г. Москвы и др. Компанией выполнено свыше 20 внедрений.