Спецпроекты

На страницу обзора
У банков все больше задач, где нужны кастомизированные ИТ-решения на готовых платформах

Глобальный тренд на гиперавтоматизацию, выделенный Gartner, повлиял и на российский банковский сектор. ИТ-ландшафты финансовых организаций усложняются, появляется все больше независимых друг от друга задач. При их реализации банки хотят быстро и дешево тестировать гипотезы и сокращать срок запуска ИТ-решений. О том, как эффективно справляться с подобными задачами, а также о влиянии импортозамещения на выбор технологических платформ в интервью CNews рассказал Сергей Тихомиров, руководитель направления «Финансовые институты» ИТ-компании Custis.

Сергей ТихомировCustis

CNews: Расскажите о ситуации на финтех-рынке в 2021 году. Какие тренды вы наблюдаете? Как это влияет на стратегию вашей компании?

Сергей Тихомиров: Мы создаем собственные ИТ-продукты и занимаемся заказной разработкой для компаний enterprise-уровня из различных отраслей, в том числе банковской. Кроме того, мы активно развиваем наше консалтинговое направление.

В последние три года мы наблюдаем возрастающий интерес к одной из консалтинговых услуг — дью-дилидженс (due diligence) цифровых решений. В рамках этого направления мы помогаем клиентам подобрать оптимальные инструменты для решения бизнес-задач и оцениваем ключевые риски и трудности каждого из возможных вариантов. За 2021 год портфолио компании пополнилось несколькими подобными проектами.

В процессе проведения дью-дилидженс мы отметили несколько новых тенденций финтех-отрасли. Первая — создание временных решений с ограниченным функционалом. Это кросс-отраслевой тренд: он прослеживается не только в банках, но и в других крупных компаниях. Суть в том, чтобы начать реализацию изменений с минимальными затратами — запустить несложный ИТ-продукт, который оперирует реальными данными и закрывает базовые потребности бизнеса здесь и сейчас. Через какое-то время эксплуатации, когда система докажет свою необходимость, ее заменяют решением следующего уровня сложности и качества.

Сергей Тихомиров, Custis: По мере усложнения ИТ-ландшафта возникает все больше задач, с одной стороны, требующих специализированного подхода, а с другой — не настолько массовых, чтобы крупные вендоры создавали под них какие-то готовые продукты

Вторая тенденция — продолжающийся рост спроса на ИТ-компетенции. Он обусловлен увеличением объемов изменений, необходимых бизнесу. Это приводит не только к повышению стоимости отдельных специалистов на рынке труда, но и к конкуренции за внутренний ИТ-ресурс между разными направлениями компании. В итоге некоторые из них не получают нужных ресурсов для решения всех своих задач.

Еще один тренд, ставший следствием первых двух, — появление новых функциональных ниш. Возникают задачи, для решения которых неоптимально использовать крупные вендорские продукты или заказную разработку. Причем подобные задачи есть в разных отраслях — в основном с достаточно высоким уровнем автоматизации, — таких как банковский или нефтегазовый секторы. Подобные проекты предъявляют существенные требования к гибкости ИТ-инструментария. Для нашей компании это интересное направление, потому что оно позволяет поучаствовать в большем количестве крупных проектов и масштабировать бизнес.

CNews: А что это за задачи? Какие проблемы могут возникать при их решении?

Сергей Тихомиров: По мере усложнения ИТ-ландшафта возникает все больше задач, с одной стороны, требующих специализированного подхода, а с другой — не настолько массовых, чтобы крупные вендоры создавали под них какие-то готовые продукты. Либо сама задача не носит глобальный характер, либо ее решение сильно варьируется от клиента к клиенту. И в этом смысле правильнее ее реализовывать на готовых платформах с сильной кастомизацией, чем пытаться собрать коробочный продукт или разработать ИТ-решение с нуля.

Кроме того, эти задачи, как правило, достаточно автономные. Они несильно завязаны на ландшафт предприятия или влияют только на отдельные небольшие его части.

Очевидный лидер на рынке — 1С. Их технологическая платформа имеет достаточно широкие возможности и хороший инструментарий для кастомизации

CNews: А какие технологии, по вашему мнению, лучше всего подходят для таких задач?

Сергей Тихомиров: На наш взгляд, очевидный лидер на рынке — . Их технологическая платформа имеет достаточно широкие возможности и хороший инструментарий для кастомизации.

Некрупные автономные задачи, о которых мы говорили раньше, как правило, реализуются в условиях ограниченного бюджета и времени. Соответственно, здесь 1С позволяет достигать оптимального соотношения между вложениями и результатом, а также быстрее проводить изменения благодаря своей «легковесности».

Разработка на 1С выгодна и в связи с государственным курсом на импортозамещение. Для создания специализированных решений, о которых мы говорим, других российских альтернатив, на наш взгляд, пока нет.

CNews: Получается, что заказчик платит дважды: сначала за временное решение, а потом — за разработку полнофункционального продукта. В чем тогда выгода?

Сергей Тихомиров: Большие вложения в ИТ-продукт, который еще не доказал свою эффективность, редко бывают оправданы. Первый взгляд на бизнес-задачу всегда оказывается на какой-то процент ошибочным. И этот процент может стоить дорого.

В то же время вложения в решение с ограниченным функционалом могут быть равны, а в некоторых случаях даже меньше, чем стоимость корректировки итоговой полнофункциональной системы.

С нашей точки зрения, такой подход — это правильная история в условиях динамично меняющегося бизнеса. Мы сначала как бы строим временный мост из недорогих материалов, который позволяет начать процесс переправы, изучить его, понять нужные технические характеристики. И только после этого мы возводим полноценную бетонную конструкцию, которая стоит больших денег. Правильно реализованный первый этап позволяет скорректировать второй и удешевить финальную конструкцию.

CNews: Можете привести конкретный пример проекта, в котором вы реализовали подобный подход?

Сергей Тихомиров: Недавно мы закончили проект на базе 1С по расчету аллокаций расходов и доходов для Москоммерцбанка. Задача заключалась в том, чтобы оптимально распределять непрямые затраты по доходным подразделениям, используя данные финансового учета.

Расчет аллокаций — автономная и относительно небольшая, но очень важная для бизнеса задача. Она влияет на точность определения рентабельности каждого отдельного банковского продукта и, следовательно, на эффективность принятия решений по ним: в каком направлении стоит развивать продукт, продвигать его или сворачивать. В этом плане можно сказать, что расчет аллокаций влияет на доходность бизнеса, причем не только в банковской сфере. Это справедливо для любой компании, у которой много непрямых расходов.

CNews: А как сейчас финансовые организации решают задачу расчета аллокаций? С какими сложностями банки сталкиваются при автоматизации этой области?

Сергей Тихомиров: Сложность заключается в том, что универсального решения не существует. Есть набор базовых алгоритмов, но каждому банку нужна своя авторская методика, которая подходит в его конкретной ситуации. И мы разрабатываем такую методику под реалии конкретного бизнеса.

Еще один важный момент: поскольку банковские продукты постоянно меняются, методика расчета аллокаций также требует периодических изменений и доработки. Гибкость инструмента, на котором реализуется автоматизация аллокаций, крайне важна. Поэтому после разработки концепции мы предлагаем нашим клиентам опробовать ее на инструментарии , кастомизированном под конкретные задачи.

Сложность заключается в том, что универсального решения не существует. Есть набор базовых алгоритмов, но каждому банку нужна своя авторская методика, которая подходит в его конкретной ситуации

CNews: Какие еще сложные и нестандартные проекты можно реализовать на 1С?

Сергей Тихомиров: Это могут быть задачи, которые, как и расчет аллокаций, требуют индивидуальной методики решения и гибкости инструмента автоматизации. Например, трансфертное ценообразование или специализированный документооборот.

Еще к этой группе можно отнести задачи, связанные с обработкой процессов. Да, для них есть BPM-решения. Но зачастую многие задачи в этой области можно решить гораздо быстрее и, соответственно, дешевле именно на 1С. В первую очередь те, что не требуют использования всего пакета функционала, присущего полноценным и дорогостоящим решениям класса BPM.

В некоторых компаниях мы видели попытки решить с помощью 1С задачи взаимодействия с клиентами — представителями малого и среднего бизнеса. Например, создать интерактивные личные кабинеты для предпринимателей. Таких попыток уже сейчас достаточно много, и их количество будет расти.

CNews: Можно ли реализовать задачи, о которых вы говорите, силами внутреннего ИТ-блока? Или все же необходимо обращаться к подрядчикам?

Сергей Тихомиров: Как я уже отметил, запрос на ИТ-компетенции растет, и не всегда получается удовлетворить его внутренними силами. Те задачи, о которых мы говорили, требуют как понимания внутренних процессов, так и глубокой отраслевой экспертизы. Кроме того, нужна существенная архитектурно-аналитическая проработка и поддержка дальнейшей реализации.

Мы решаем задачи комплексно — от замысла до воплощения. То есть предоставляем услуги консалтинга на начальном этапе и занимаемся дальнейшей реализацией проекта. Это также существенно экономит внутренние ресурсы клиента

Мы как подрядчик предоставляем свою проектно-аналитическую команду, которая отвечает всем этим требованиям. Таким образом, клиент масштабирует деятельность по цифровизации независимо от загруженности внутренней ИТ-команды.

Мы решаем задачи комплексно — от замысла до воплощения. То есть предоставляем услуги консалтинга на начальном этапе и занимаемся дальнейшей реализацией проекта. Это также существенно экономит внутренние ресурсы клиента.

CNews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке ИТ с учетом импортозамещения? Вытеснят ли российские технологии крупных зарубежных вендоров?

Сергей Тихомиров: Я думаю, что доля крупных зарубежных вендоров на рынке не будет расти, но и вытеснить их на данный момент практически невозможно. Российских аналогов у этих решений пока нет и в ближайшее время не предвидится. Например, некоторые масштабные проекты на базе SAP, рассчитанные на много лет, догнать будет очень сложно.

Надо признать, что у крупных зарубежных вендоров сейчас гораздо больше возможностей для создания высокотехнологичных решений, и скорость их развития будет только нарастать. Одним из вариантов, позволяющих создать им конкуренцию и обеспечить нашим предприятиям какую-то адекватную замену, является создание национальных платформ. Для них, конечно, нужна поддержка со стороны государства. Это очень крупный и затратный инвестиционный проект. Но есть несколько альтернативных путей.

Первый заключается в том, чтобы «распилить» монолитные ИТ-ландшафты на отдельные модули, интегрированные между собой. Тогда многие из них уже сейчас можно будет пересобрать на базе отечественных технологий.

Второй альтернативный путь — создание платформ силами крупных игроков — банков и других российских компаний. Это гораздо более интересный путь, но надо понимать, что разработка такой платформы — история на десятилетия. Она оправдана только в том случае, если для таких компаний, как, например, ВТБ или «Газпром», не будет альтернатив.