Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Шатин, «СберСервис»: Российские заказчики возвращаются к аутсорс-модели получения сервисов

В национальном ИТ происходят масштабные изменения, обусловленные импортозамещением и развитием новых рыночных механизмов, позволяющих корпоративным заказчикам оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру, в частности, сервисов. С какими сложностями приходится сталкиваться, в чем особенность момента и какие решения из будущего доступны уже сейчас? На эти и другие вопросы CNews отвечает Михаил Шатин, директор департамента развития производства «СберСервис».

Михаил Шатин«СберСервис»

CNews: Как, на ваш взгляд, изменился рынок ИТ-услуг за 2023 год?

Михаил Шатин: Потребности в ИТ-сервисе на национальном рынке временно стали меньше в связи с уходом ряда иностранных компаний и частичной консолидацией российского бизнеса.

В дальнейшем мы ожидаем рост количества компаний, готовых потреблять внешние сервисы. Мы настроены оптимистично и считаем, что возврат к популярности аутсорса произойдет уже в среднесрочной перспективе – в 2024 или 2025 году – когда логистические цепочки поставок оборудования будут выстроены, а поставленное по новым каналам оборудование понадобится обслуживать. Но когда именно начнется положительная динамика, пока сказать сложно, имеющаяся ситуация продлится как минимум до конца 2023 года.

Михаил Шатин, «СберСервис»: Мы настроены оптимистично и считаем, что возврат к популярности аутсорса произойдет уже в среднесрочной перспективе

CNews: Чем запомнился для вас прошедший год, какие события повлияли на отрасль в целом и компанию в частности?

Михаил Шатин: Период, охватывающий последние полтора года, был сложным как для сервисных компаний на российском рынке, так и всего национального ИТ. Были проблемы с поставками – в том числе запчастей, без которых техническое обслуживание крайне затруднительно. Рынку сильно помогли складские запасы как оборудования, так и ЗИПа (запасные части, инструменты и принадлежности).

В этот период нас сильно выручило наличие собственной базы – цехов с производственными и ремонтными мощностями. «СберСервис» располагает ресурсами как для проведения ремонтных работ, так и для восстановления оборудования, которое мы потом передаем в эксплуатацию. Это позволяет реализовать полный цикл сервиса – от поставки и обслуживания оборудования до его ремонта и восстановления.

В сервисном сегменте также присутствует динамика, обусловленная развитием технологий. Например, несколько лет назад был востребован сектор услуг для обслуживания банкоматов. Но сейчас с ростом электронных платежей и популярностью «мобильных банков» в смартфонах все меньше людей хотят снимать наличные деньги, соответственно, уменьшается количество банкоматов и снижается востребованность сервиса по их обслуживанию. Потребность в обслуживании АТМ, конечно, сохранена, но она сейчас присутствует далеко не в том объеме, который был 4-5 лет назад.

CNews: Какие формы ИТ-аутсорсинга сейчас наиболее популярны?

Михаил Шатин: Самый популярный формат сервиса сегодня – инсорс. Это объективно так. Многие крупные компании создают инсорс-подразделения для техобслуживания. Иногда применение формата инсорс требуют особенности бизнеса. Например, в ряде случаев доступ к оборудованию банков и некоторых других структур может получать только человек с определенным уровнем допуска. Однако есть крупные отрасли, которые продолжают активно использовать возможности аутсорса. Например, это государственные заказчики: мэрии, муниципалитеты, министерства и т.д.

CNews: Какие тренды будут определять облик отрасли и компании в ближайшем будущем?

Михаил Шатин: Сегодня выраженный тренд – постепенное возвращение российских заказчиков к аутсорс-модели получения сервисов. Изменился рынок: если раньше организацией значительной части сервиса занимались западные вендоры, то сейчас они с российского рынка ушли. Поэтому сегодня поставкой занимаются одни, организацией сервиса – другие.

Меняются предпочтения компаний. Например, все больше заказчиков хотят получать полный набор ИТ-сервисов «под ключ» от одного поставщика, по системе «одного окна». Тут у «СберСервиса» явное конкурентное преимущество: благодаря широкопрофильности мы можем предоставлять практически любые сервисные продукты – от разворачивания кабельных инфраструктур и поставки компьютерного оборудования до инсталляции и обслуживания программных продуктов, включая решение задач системной интеграции.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных кейсах за 2023 год?

Михаил Шатин: С этого года СберСервис занялся внедрением программных продуктов компании SberDevices в инфраструктуру заказчиков. Под эти задачи в СберСервис создан центр компетенций по технической поддержке, проведено дополнительное обучение инженеров. На данный момент мы закончили довольно большой проект на более чем 200 пользователей, это было нетиповое решение, так как заказчик одновременно модернизировал свою ИТ-инфраструктуру. Работая в плотной связке с командой SberDevices, центр компетенций «СберСервис» разработал три варианта архитектурной схемы, и один из них позволил выйти на тот вариант реализации, который нужен заказчику.

CNews: Вы ощутили проблемы дефицита ИТ-кадров в 2023 году?

Михаил Шатин: Национальный рынок специалистов недонасыщен. Ситуация с кадрами в «СберСервисе» примерно такая же, как и в целом на российском рынке: и раньше был недостаток ИТ-специалистов, а сейчас дефицит ощущаем еще более остро. Такая ситуация будет сохраняться по нашим оценкам еще, как минимум, два года.

Мы проводим обучения имеющихся специалистов, способствуя наращиванию и развитию компетенций внутри компании. Один из результатов развития технического персонала – появление у расширившего компетенции специалиста возможности закрывать одновременно несколько сервисных направлений, что позволяет несколько скомпенсировать последствия общего дефицита рабочих рук. Это касается как инженерно-технических работников, так и менеджеров – мы создали профильные программы обучения для разных категорий.

Также работаем на перспективу: налаживаем контакты с техническими вузами, в основном, с региональными. Привлекаем талантливых ребят для прохождения практики и последующего трудоустройства.

CNews: Импортонезависимость – миф или реальность, можно ли в 2023 году говорить о полной независимости от иностранных поставок оборудования, комплектующих и ПО?

Михаил Шатин: Все мы – и страна в целом, и наша компания – реализуем стратегию импортозамещения. Но достижение поставленных целей еще впереди: это 2024 год, а по некоторым направлениям – 2025 и далее.

CNews: Есть ли новые направления бизнеса, в которые собирается идти «СберСервис»?

Михаил Шатин: Наиболее масштабные изменения вызваны импортозамещением – прежде всего массовым переходом корпоративных заказчиков на российский софт, а софтверным продуктам тоже нужен сервис.

Пример радикально нового сервиса – сегмент электрозаправок, куда сейчас «Сберсервис» активно заходит. Зарядные станции для электромобилей являются высокотехнологичными устройствами, которые тоже нуждаются в сервисном обслуживании.

Кроме того, наша задача – создать сервисные ИТ-продукты не для десятков компаний, а для тысяч. Для этого мы создали «СервисПлейс» – решение для «упаковки» традиционных сервисных продуктов, оптимизированное под потребности нового для нас сегмента российского рынка: предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ). Уже совсем скоро мы подробнее расскажем об этом продукте.

erid:2SDnjek2XSgРекламодатель: ООО "Сбербанк-Сервис"ИНН/ОГРН: 7736663049/1137746703709Сайт: https://sberbank-service.ru/