Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2013

Новые горизонты в саморегулировании ИТ-компаний

Новые горизонты в саморегулировании ИТ-компаний

Для законного ведения предпринимательской деятельности компаниям, работающим в ИТ и сфере связи, необходимо иметь свидетельство о допуске к работам, полученное в саморегулируемых организациях (СРО). Перечень видов работ утвержден Приказом Минрегионразвития № 624. Но существующие законодательные нормы требуют своевременного обновления.

Уже почти пять лет компании из сферы связи и ИТ работают по новым правилам при проведении изысканий, проектных и монтажных работ. С января 2010 г. на смену лицензирования в этой области пришло саморегулирование. Для законного ведения предпринимательской деятельности организациям необходимо иметь свидетельство о допуске к работам, полученное в саморегулируемых организациях (СРО). Надо отметить, что под действие Градостроительного Кодекса наравне со строителями попали и ИТ-компании: системные интеграторы, которые также должны состоять в СРО и соответствовать всем установленным требованиям для получения допуска к работам. За время действия саморегулирования законодательство в этой области неоднократно обновлялось. Казалось бы, кардинальные нововведения уже позади, однако система продолжает постоянно совершенствоваться.

Проблема выбора

Сегодня, по сравнению с 2010 г., выбор СРО настолько многообразен, что ИТ-компаниям все труднее становится решить, куда вступить. Основными критериями выбора являются цена вопроса и географическая близость. Действующие СРО условно можно разделить на три основные категории: классические строительные объединения, профильные или отраслевые партнерства и так называемые «коммерческие СРО».

Строительные СРО общего профиля наиболее распространены. В них состоят преимущественно компании, возводящие объекты капитального строительства. Правила в партнерстве устанавливаются по решению большинства участников сообщества и исходя из их интересов, поэтому потребности отдельных специализированных компаний, не относящихся к классической стройке, как правило, учесть проблематично.

Отраслевые СРО организуются в зависимости от профиля деятельности участников и объединяют компании, схожие по интересам и работающие в единой подотрасли. Таких партнерств, сформированных по отраслевому принципу, становится все больше. Среди данных СРО зарегистрированы объединения дорожных строителей, лифтовые организации, инжиниринговые компании, нефтяники и газовщики, строители атомных объектов и другие. В том числе сформировано несколько партнерств для ИТ, связистов, а также организаций, работающих в области комплексной безопасности и инженерных систем.

Коммерческие СРО – острая проблема и головная боль саморегулирования. Это организации, поставившие на поток торговлю допусками. До сих пор регуляторы не научились эффективно бороться с подобными СРО. Объявлениями с предложением получить допуск СРО за i5 тыс., с возможностью взноса в компенсационный фонд в рассрочку, без наличия подготовленных специалистов и с прочими нарушениями законодательства завален весь интернет. При этом зачастую коммерческие СРО действуют через посреднические организации. Компании, вступающие в данные СРО, очень сильно рискуют своей репутацией и собственным бизнесом, могут понести огромные финансовые расходы в дальнейшем.

Николай Зароченцев, заместитель генерального директора компании «В-ЛЮКС», комментирует: «СРО общего профиля опасны для фирм с «тихим» бизнесом тем, что вместе с ними в этой СРО находятся строители туннелей, шахт, плотин и т.п. Когда что-нибудь взорвется или рухнет, а на покрытие ущерба не хватит денег страховки виновника, то туда улетит весь компенсационный фонд СРО. И кто его будет восстанавливать? Отраслевые СРО – это какая-то гарантия для заказчиков. Атомщики, энергетики и т.д. не работают с теми, кто состоит в непрофильных СРО. Поэтому некоторые состоят в 4–5 СРО – и строительных, и проектных. Нам, представителям телекоммуникационной отрасли, лучше держаться друг друга, так надежнее. Ко мне, как к ответственному за СРО в нашей группе компаний, часто приходят предложения вступить в новые СРО. Ну, минимальные взносы я еще могу понять. Но как вступать без компенсационного фонда? Это явно незаконно, а значит, это предлагают жулики. В законе ничего не сказано про уплату компенсационного фонда в рассрочку, с задержкой, из будущих прибылей. Кстати, при переходе в новую СРО компенсационный фонд из старой СРО не возвращается. А это уже потери. При серьезном госзаказе обязательно проверят, состоит ли ваша СРО на учете в Ростехнадзоре, находится ли в реестре ваша организация. И если вас там не окажется, то потеря большого заказа не покроется никакой экономией от маленьких взносов».

Проектировщики Строители и монтажники
190 СРО 273 СРО
Из них 2 СРО зарегистрировались в течение последних двух месяцев Из них 3 СРО появились в 2014 г.
Всего зарегистрировано 275 СРО, из них 2 СРО уже исключены из реестра Ростехнадзора.
Более 33 500 компаний-членов СРО Более 95 000 компаний-членов СРО

Источник: НП МОООП «Ярд»

Кроме того, сильно заниженный относительно среднего по рынку размер взносов также влияет на численность коммерческих СРО, которая может превышать тысячу организаций. Если провести мониторинг, то можно найти СРО, где зарегистрировано около 4000 членов. Вряд ли когда-нибудь эти организации собирались вместе для обсуждения вопросов саморегулирования. По этой причине остальные СРО не получают ощутимого потока новых организаций, а некоторые из них даже ощущают отток членов и вынуждены повышать взносы, чтобы уложиться в смету.

Работы под «звездочкой»

Одно из самых значимых изменений со стороны Минрегионразвития связано с готовящимся обновлением ключевого документа в саморегулировании – перечня видов работ, на выполнение которых необходимо Свидетельство о допуске СРО (Приказ № 624).

За последнее время Министерство неоднократно пересматривало и дорабатывало данный документ. Наибольший резонанс вызвало решение по вопросам исключения астерисков (знак «*»), которыми отмечены работы, требующие получения свидетельства о допуске только в случае их выполнения на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, например, работы по слаботочным системам. В большей степени это затронет деятельность компаний ИКТ-профиля, для которых эти виды работ являются профильными. При этом всем вышедшим из СРО несколько лет назад компаниям (по причине включения в список работ астерисков) теперь придется заново туда вступать, получать свидетельства о допуске и заново оплачивать все виды взносов.

Кроме того, профессиональное сообщество сходится во мнении о необходимости приведения Приказа № 624 в соответствие с изменившимися нормами законодательства и практикой. Сегодня документ безнадежно устарел, и это давно признается и самими игроками рынка, и экспертами СРО, и властными структурами. К работе по актуализации перечня работ привлечены многие саморегулируемые организации, Национальные объединения и различные министерства и ведомства.

В настоящее время перечень видов работ Приказа № 624 Минрегиона РФ, помимо работ в области инженерных изысканий, включает 13 видов и 33 подвида проектных работ, а также 34 вида и 293 подвида строительно-монтажных работ.

Андрей Давидюк, председатель правления ИТ-СРО «Ярд», отмечает, что Приказ № 624 Минрегиона РФ охватывает деятельность различных по профилю компаний и является универсальным, не учитывающим многоотраслевую составляющую строительного рынка. Расширение перечня видов работ, на которые нужно получать допуск СРО, с целью очистки отрасли от недобросовестных участников и временщиков необходимо. Но в этом случае надо понимать, что некоторые изменения могут перекрыть кислород для компаний малого и среднего бизнеса. Поэтому принимать такие решения нужно взвешенно, с доработкой законодательной базы, в том числе в части финансовых требований к организациям. Например, уменьшая размеры взносов в компенсационный фонд СРО.

Примечательно, что на сайте Минрегиона разработанный в 2012 г. проект приказа, включающий дополнительные ИКТ-работы, не снимается с публикации, а продолжает ожидать своей очереди. Поправки к законопроекту в Министерстве начали разрабатывать в связи с поступлением обращений саморегулируемых организаций и Минкомсвязи РФ с просьбами рассмотреть вопрос о дополнении перечня работ.

В проекте приказа Минрегиона исключена большая часть «звездочек», а также добавлены работы телекоммуникационного профиля, в числе которых внутренние и наружные сети связи, пусконаладочные работы, устройство и демонтаж средств связи и линий связи и ряд других профильных для ИКТ-компаний работ. В пояснительной записке Минрегиона к проекту документа отмечено: «Учитывая то, что работы в области проектирования и строительства на объектах капитального строительства в области связи и информации, влияющие на их безопасность, должны осуществляться компетентными организациями, допущенными к указанным работам, отвечающими современным требованиям, после проверки саморегулируемыми организациями на соответствие установленным требованиям, приказом дополняется Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующими ранее не учтенными видами работ телекоммуникационного и электротехнического профиля, влияющими на безопасность объектов капитального строительства, и исключаются астериски (знаки «*») для видов работ телекоммуникационного и электротехнического профиля». Несмотря на активную работу над законопроектом, рынок испытывает дефицит информирования о ходе работы над законопроектом и аналитикой в области саморегулирования.

Мартин Аракелян, директор департамента управления проектами дивизиона инфраструктуры IBS, отмечает: «Желание оградить рынок от некомпетентных компаний и повысить безопасность – это, конечно, похвально, да и привлечение к доработке закона СРО и Национальные объединения на ранних стадиях можно занести в актив. Однако настораживает отсутствие фактического обоснования или хотя бы статистических данных о том, как за период текущей редакции закона отсутствие допуска на конкретные работы повлияло на безопасность, сколько было инцидентов, аварий, как велики незапланированные материальные потери, упущенная выгода, ущерб здоровью, наконец. Мне такие данные не попадались, но если они есть, их надо выложить на самом видном месте на всех сайтах, где проходит обсуждение данной инициативы. Без статистики это выглядит, как очередное «закручивание гаек», что вызывает отрицательную реакцию, хотя вполне возможно, что это нужно сделать».

Другие инициативы

О задаче по введению саморегулирования в области пожарной безопасности, которое также затронет деятельность системных интеграторов, законодатели начали говорить еще в 2009 г. Интересно, что в первом чтении законопроект был принят в 2010 г., а потом притормозился. За это время работу над документом неоднократно возобновляли и приостанавливали. Профессиональное сообщество каждый раз готовилось к изменениям, но затем сроки рассмотрения вновь переносились. В настоящий момент Законопроект № 305620-5 включен в весеннюю сессию в программе работы Комитета по вопросам собственности ГосДумы. Есть шанс, что документ будет принят. Многие компании, вступившие в партнерства в области пожарной безопасности, предпочитают пока не выходить из них, чтобы быть во всеоружии в случае изменений в законодательстве.

Очень вероятно, что после истечения столь длительного срока ожидания и второго рассмотрения законопроект примут без промедлений, и компаниям, имеющим «пожарные» лицензии, придется в оперативном режиме менять их на свидетельства СРО. Интересно, что по оценкам МЧС, в случае принятия законопроекта членами пожарных СРО должны будут стать около 50 тыс. организаций.

Ольга Шелехова, директор компании «Мегабайт» из Краснодара, отмечает, что иногда для выполнения работ в области пожарной безопасности заказчики требуют от исполнителей наличия не только пожарных лицензий, но и свидетельства СРО. Такое требование на сегодняшний день неправомерно, но членство в пожарном партнерстве и наличие свидетельства могут стать для заказчиков дополнительным гарантом качества и квалификации специалистов.

Процесс пошел

Комментируя ситуацию с проявлением саморегулирования в ИТ-отрасли, генеральный директор ИТ-СРО «Ярд», член рабочей группы по разработке стратегии саморегулирования при Торгово-промышленной палате РФ Александр Любинский, отмечает: «Саморегулирование в ИТ-отрасли находится на начальной фазе своего развития, но процесс пошел. Мы видим, что саморегулирование привносится в деятельность ИТ-компаний с двух сторон: извне, со стороны государственных регуляторов, в виде Приказа № 624 Минрегионразвития, и изнутри, по инициативе самих участников рынка. Наглядным примером такой инициативы является деятельность партнерства АП КИТ по созданию отраслевых квалификационных стандартов, а также разработка и принятие этической хартии ИТ-руководителей. Все это относится к базовым элементам классической модели саморегулирования».

Подводя итог, можно отметить, что саморегулирование сейчас идет по пути усиления своих позиций, а также расширения как географических, так и отраслевых границ влияния. Однако, не решив внутренние проблемы, такие как коммерциализация, «сырая» законодательная база и другие, система не сможет эффективно решать те вопросы, для которых она предназначена. В этом и следующем году эксперты ожидают значительные изменения по совершенствованию системы саморегулирования.

Наталья Анищук

Вернуться на главную страницу обзора