Телеком: Россия нагоняет Европу
В ближайшие
Среди тенденции 2005 года г-н Сусов отметил изменение системы взаиморасчетов между операторами до CPP: платит только звонящий. На рынке появится несколько виртуальных операторов MVNO. "Если удастся решить проблемы неопределенности законодательства, то эти проекты будут не менее успешными, чем опыты украинских коллег с продуктом djuice", - считает он. Однако, по его мнению, ситуацию на российском рынке может осложнить выход зарубежных операторов: orange, Vodafone или China Mobile. Для того чтобы противостоять этим игрокам, российским операторам, скорее всего, придется создавать стратегические альянсы, наиболее очевидным из которых пока выглядит союз "МегаФона" и "ВымпелКома". При этом российские операторы, с одной стороны, будут сопротивляться зарубежным компаниям, а с другой - «захватывать» рынки стран СНГ и, возможно, некоторых европейских государств. В таких условиях региональные операторы окажутся неконкурентоспособными, и их доля будет сокращаться в пользу «Большой тройки».
Г-н Сусов также отметил, что в планах Мининформсвязи - выдача к концу 2005 года первых лицензий на 3G. Однако пока нет ясности в плане стоимости лицензии и способах проведения аукциона. Внедрение связи третьего поколения потребует от участников рынка готовности делить сетевой ресурс и наличия доступных терминалов. В тоже время, по мнению г-на Сусова, отсутствие достаточного количества контента ставит под угрозу потребность в 3G услугах, а значит - и саму идею внедрения 3G в России.
Участники форума «Маркетинговые стратегии в сфере телекоммуникаций Россия» признали, что рынок телекоммуникаций растет в России впечатляюще быстро. Конкуренция между операторами фиксированной связи в условиях либерализации рынка растет. По прогнозам компании Probe Group, к 2008 году Россия станет самым крупным рынком
В рамках форума «Маркетинговые стратегии в сфере телекоммуникаций Россия», работа которого завершится сегодня, были представлены доклады специалистов ведущих телекоммуникационных компаний (в основном зарубежных). В мероприятии приняли участие представители 23 международных операторов связи. Были проанализированы возможности привлечения новых клиентов, дана информация, на каком сегменте клиентов лучше строить свою маркетинговую стратегию и как удержать клиентов. На конференции были оценены возможности оптимизации маркетинговых стратегий операторами связи и сервисными провайдерами, описан опыт использования стратегий привлечения клиентов и возможности максимизации доходов от новых клиентов. Среди основных тем форума понимание и сегментация клиентской базы, стратегии привлечения клиентов, программы лояльности и стратегии удержания клиентов, ценообразование, а также управление взаимоотношениями с клиентами.