Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Спор о пиратстве: Россия дала отпор США

Российские эксперты и бизнесмены осудили преследования отечественных mp3-сайтов, работающих под лицензией организаций по коллективному управлению имущественными правами, в том числе скандального Allofmp3.com. По их мнению, деятельность данных сайтов законна, в то время как их закрытие спровоцирует всплеск деятельности сетевых пиратов.
По словам генерального директора Chronopay Павла Врублевского, недавние изменения в законе РФ «Об авторском и смежных правах» от 1993 г., не сокращают полномочий организаций по коллективному управлению имущественными правами по выдаче лицензий сайтам, не влияют на действительность уже выданных лицензий и не обязывают владельцев сайта заключать прямые договоры непосредственно с правообладателями, хотя некоторые из них, в том числе Allofmp3.com, и рассматривают такую возможность. Напомним, что материалы этого ресурса доступны для распространения по интернету в соответствии с лицензией Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

На прошлой неделе юристы, опрошенные CNews, отметили, что данные поправки незначительно скажутся на деятельности уже действующих сайтов, в то время как владельцев сайтов с mp3 и ранее можно было преследовать по закону. Впрочем, по словам партнера в сфере правовой защиты ИС, ИТ и массовых коммуникаций в СНГ компании Beiten Burkhardt Виктора Наумова, нововведения не коснулись наиболее болезненного вопроса — коллективного управления имущественными правами, где неоднозначные формулировки закона «Об авторском праве и смежных правах» позволяют двояко толковать вопрос необходимости получения разрешения правообладателя для использования произведения организацией, управляющей правами. И часть российских организаций рассматривают этот вопрос в свою пользу, без разрешения и зачастую без уведомления правообладателей раздавая лицензии самым различным сайтам, например, Аllofmp3.com. Даже если Allofmp3.com имеет лицензионное соглашение с РОМС, это еще не означает, что у организации имеется соответствующая договоренность с правообладателями.

Представители сайта считают, что подобная система взаимоотношений с правообладателями наиболее адекватна для этого сегмента российского рынка электронной коммерции, а сам ресурс осуществляет лицензионные отчисления правообладателям. Более того — схожая модель используется в европейских странах — например Германии, Дании, Швеции. Как подчеркнул представитель ресурса Илья Левитов, сайт предлагает своим пользователям удостовериться в том, что они не нарушают законы своей страны, загружая или скачивая те или иные файлы в формате mp3.

По замечанию г-на Врублевского, отказ от этой системы приведет к увеличению числа пиратских веб-ресурсов, работающих без лицензии, прежде всего, файлообменных сетей. При этом, отметил эксперт, преследования IFFI (Международной федерации производителей фонограмм) российских сайтов противоречат пункту 3 статьи 45 закона «Об авторском праве…» — деятельность сайта находится в российском правовом поле — и являют собой «черную PR-кампанию», направленную, по мнению ряда участников рынка электронной торговли, на захват перспективного российского рынка. А обвинения в заниженных ценах несостоятельны (в этом отношении данный ресурс в выгодную сторону отличается от своих западных конкурентов; например iTunes, несмотря на то, что в последнее время он пошел на некоторое повышение цен), поскольку цена «устанавливается рынком в зависимости от особенностей потребительского рынка и платежеспособности граждан».

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Американская сторона неоднократно выступала с обвинениями сайта в пиратстве и настаивала на его закрытии, называя его одним из ключевых препятствий для нашей страны на пути вхождения в  ВТО.

Заметим, что, по ряду оценок, российский рынок онлайновых продаж музыки оценивается в $1,5 млрд, а темпы его ежегодного роста составляют порядка 20%. При этом существует лишь два ресурса, чья деятельность якобы полностью соответствует нынешнему законодательству — Audiofind и Yanga. Правда, это, как можно заметить, в определенной степени сказывается на их контенте.