Разделы

Безопасность Бизнес Интернет Веб-сервисы

"Серебряной пули" против спама пока нет

Несмотря на развитие технических средств борьбы со спамом, рассылка нежелательных сообщений в Рунете набирает обороты. Ситуация напоминает гонку вооружений времен холодной войны - победителя в борьбе спамеров и антиспамеров нет, также как и юридического решения вопроса. Мизерная по своим доходам индустрия спамерских рассылок продолжает отравлять жизнь миллионам пользователей Рунета.

Эффективность спамерских рассылок измерять достаточно трудно, для этого нужно анализировать письма с уникальными контактами. Обычно статистика ведется только по объему рассылок. Тем не менее, есть данные, что цена приобретения клиента через спам довольно высока по сравнению с легальными рассылками. «У меня есть надежда, что как только малый и средний бизнес научится считать, спама будет меньше. Тогда в этой индустрии останется только криминал, который органы сразу смогут брать в разработку», — сказал Кирилл Чистов. Многие компании уже отказываются от услуг спамеров из-за жалоб получателей, конфликтов с провайдерами связи и почтовых услуг, а также риска мошенничества.

Однако, по оценкам многих экспертов, пока в деле просвещения российских заказчиков спама подвижки небольшие. Как правило, они отходят от данной практики только после получения альтернативного недорогого инструмента рекламы, например, когда начинают заниматься поисковым маркетингом и легальной рекламой в интернете. Альтернативой спаму по дешевизне может быть контекстная реклама.

Спамеры используют для своих рассылок такие каналы, как сети компьютеров зомби; коммутируемый доступ в интернет; открытые релеи и прокси-серверы; собственные, арендованные или ворованные серверы; социальную инженерию. Первый способ сейчас самый распространенный и связан с заражением компьютеров законопослушных пользователей троянскими программами, в результате чего эти машины берутся под контроль удаленными хакерами. Те, в свою очередь, продают сети зомбированных компьютеров спамерам.

Открытых релеев (почтовых серверов, отправляющих электронную почту от произвольного отправителя произвольному получателю), напротив, сейчас стало гораздо меньше. До середины 90-х гг. все релеи были открытыми, сейчас их насчитывается 225 тыс. в мире и 2,5 тыс. в России.

У провайдеров услуг связи отношение к спамерам неоднозначное. С одной стороны, они генерируют оплачиваемый трафик, с другой — вызывают перегрузки сетей и жалобы пользователей. Так или иначе, многие крупные провайдеры декларируют свою приверженность борьбе со спамом. У провайдера больше возможностей влиять на спамера, чем у бесплатных почтовых служб, — например, при закрытии коммутируемых каналов спамер теряет неиспользованные единицы скретч-карт, а бесплатных почтовых аккаунтов можно открыть сколько угодно без потери средств.

Low-code как стратегия: проектируем цифровую архитектуру для постоянно меняющейся бизнес-среды
Маркет

Несмотря на то, что спам становится все более серьезной проблемой, привлечение спамеров и их заказчиков к юридической ответственности в России пока не практикуется. Рассылка спама подпадает под действие российских законов «О связи» и «О рекламе». Спам соответствует принятому в нашей стране определению рекламы, а подавляющее большинство не запрошенных писем требованиям законодательства не удовлетворяют. Министерство по антимонопольной политике признает свою компетенцию в данном вопросе и принимает на рассмотрение жалобы жертв спамеров. Так, МАП собирало документы по рассылке спамерских писем «Центра Американского Английского». Однако в таких делах возникает проблема доказательства заказа рассылок, и поэтому данное дело «заглохло».

Прецедента наказания за использование спамерами зомби-сети в России пока тоже не было. В настоящее время айтишники заняты, в основном, пассивной обороной против спамеров, а не сбором доказательств. Эксперты надеются, что совершенствование законодательства приведет к повышению возможностей наказания за спамерство, а ИТ-специалисты начнут теснее взаимодействовать с юристами.

Отметим, что согласно докладу Nucleus, ущерб от спама в крупных компаниях достиг в 2003 году $1934 на одного сотрудника (с учетом затрат рабочего времени, вычислительных ресурсов и трафика). Данные получены в результате опроса 82-х крупнейших компаний из списка Fortune 500. По версии Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP), ущерб от спама в Рунете достигает $30 млн. в год. Как отметил координатор проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский, показатель 30 млн. — отправная точка в подсчете ущерба, наносимого спамерами экономике России.



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153