"Серебряной пули" против спама пока нет
Несмотря на развитие технических средств борьбы со спамом, рассылка нежелательных сообщений в Рунете набирает обороты. Ситуация напоминает гонку вооружений времен холодной войны - победителя в борьбе спамеров и антиспамеров нет, также как и юридического решения вопроса. Мизерная по своим доходам индустрия спамерских рассылок продолжает отравлять жизнь миллионам пользователей Рунета.Эффективность спамерских рассылок измерять достаточно трудно, для этого нужно анализировать письма с уникальными контактами. Обычно статистика ведется только по объему рассылок. Тем не менее, есть данные, что цена приобретения клиента через спам довольно высока по сравнению с легальными рассылками. «У меня есть надежда, что как только малый и средний бизнес научится считать, спама будет меньше. Тогда в этой индустрии останется только криминал, который органы сразу смогут брать в разработку», сказал Кирилл Чистов. Многие компании уже отказываются от услуг спамеров
Однако, по оценкам многих экспертов, пока в деле просвещения российских заказчиков спама подвижки небольшие. Как правило, они отходят от данной практики только после получения альтернативного недорогого инструмента рекламы, например, когда начинают заниматься поисковым маркетингом и легальной рекламой в интернете. Альтернативой спаму по дешевизне может быть контекстная реклама.
Спамеры используют для своих рассылок такие каналы, как сети компьютеров зомби; коммутируемый доступ в интернет; открытые релеи и
Открытых релеев (почтовых серверов, отправляющих электронную почту от произвольного отправителя произвольному получателю), напротив, сейчас стало гораздо меньше. До середины 90-х гг. все релеи были открытыми, сейчас их насчитывается 225 тыс. в мире и 2,5 тыс. в России.
У провайдеров услуг связи отношение к спамерам неоднозначное. С одной стороны, они генерируют оплачиваемый трафик, с другой вызывают перегрузки сетей и жалобы пользователей. Так или иначе, многие крупные провайдеры декларируют свою приверженность борьбе со спамом. У провайдера больше возможностей влиять на спамера, чем у бесплатных почтовых служб, например, при закрытии коммутируемых каналов спамер теряет неиспользованные единицы

Несмотря на то, что спам становится все более серьезной проблемой, привлечение спамеров и их заказчиков к юридической ответственности в России пока не практикуется. Рассылка спама подпадает под действие российских законов «О связи» и «О рекламе». Спам соответствует принятому в нашей стране определению рекламы, а подавляющее большинство не запрошенных писем требованиям законодательства не удовлетворяют. Министерство по антимонопольной политике признает свою компетенцию в данном вопросе и принимает на рассмотрение жалобы жертв спамеров. Так, МАП собирало документы по рассылке спамерских писем «Центра Американского Английского». Однако в таких делах возникает проблема доказательства заказа рассылок, и поэтому данное дело «заглохло».
Прецедента наказания за использование спамерами
Отметим, что согласно докладу Nucleus, ущерб от спама в крупных компаниях достиг в 2003 году $1934 на одного сотрудника (с учетом затрат рабочего времени, вычислительных ресурсов и трафика). Данные получены в результате опроса 82-х крупнейших компаний из списка Fortune 500. По версии Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP), ущерб от спама в Рунете достигает $30 млн. в год. Как отметил координатор проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский, показатель 30 млн. отправная точка в подсчете ущерба, наносимого спамерами экономике России.