"Серебряной пули" против спама пока нет
Несмотря на развитие технических средств борьбы со спамом, рассылка нежелательных сообщений в Рунете набирает обороты. Ситуация напоминает гонку вооружений времен холодной войны - победителя в борьбе спамеров и антиспамеров нет, также как и юридического решения вопроса. Мизерная по своим доходам индустрия спамерских рассылок продолжает отравлять жизнь миллионам пользователей Рунета.Количественно поток спама остается высоким круглогодично за исключением декабря, новогодних и майских праздников. В короткие праздники и ночью количество нежелательных рассылок растет, так как спамеры пользуются временем, когда
Для «пробивания» фильтров спамеры применяют такие методы, как включение адреса получателя в текст письма, использование невидимого текста, случайных бессмысленных последовательностей букв и кусков литературных произведений, вариативность частей письма, изменение текста по ходу рассылки, зашумление картинок и подделка технической части письма. Спам в Рунете и «западной» части интернета все больше различается по технике формирования и оформлению, что обусловлено различиями применяемого антиспамеркого ПО. Англоязычные сообщения с целью обхода фильтров зачастую пишутся словами с повторяющимися буквами. Как ни странно, отмечают аналитики, такой «новый английский язык» уже стал вполне понятен и привычен для рядовых пользователей.
Спамерский бизнес все больше криминализируется. Все больше предлагаемых товаров, особенно в «западной» части интернета, оказываются поддельными. Растет количество рассылок, связанных с фишингом (выманиванием личных данных), фармингом (изменением
Все чаще спамерские рассылки в Рунете используются как средство информационной политической борьбы. Их целью являются предвыборная агитация, дискредитация лиц и компаний, формирование определенного общественного мнения, привлечение внимания к тому или иному событию.

Одной из негативных тенденций развития спамерской индустрии является охват нежелательными рассылками смартфонов и клиентов мгновенного обмена сообщениями. «Мы прогнозируем незначительное (3%-5%) уменьшение объема спама в следующем году, связанное с переключением внимания спамеров на мгновенный обмен сообщениями», заявила CNews Анна Власова. По ее словам, специализированного решения по защите от спама смартфонов и IM в России пока нет, и его выпуск в обозримом будущем, включая 2006 г., «Лабораторией Касперского» не планируется.
К услугам спамеров обращаются почти исключительно компании малого и, реже, среднего бизнеса. При принятии решения их руководство ориентируется на дешевизну данных услуг. 3 млн. писем стоят в среднем $200, 6 млн. $300, 20 млн. $600. «Спам постоянно используется организаторами платных семинаров, так как хотя бы один пришедший получатель спама „отбивает“ все затраты», заявил Кирилл Чистов, директор представительства Subscribe.ru. При этом заказчики постоянно возвращаются к данному методу рекламы, меняя поставщиков услуги.