Разделы

Бизнес Финансовые результаты Телеком Мобильная связь

Роумеры подвели «Мегафон»

«Мегафон» первым из операторов «большой тройки» представил результаты 2009 г. Выручка компании незначительно выросла, а вот средние показатели на одного абонента упали – в «Мегафоне» объясняют это снижением из-за кризиса спроса на услуги роуминга.

«Мегафон» подвел финансовые итога за 2009 г. Выручка компании выросла на 3,7%, составив 181,9 млрд руб. Показатель OIBDA (прибыль до уплаты налогов и расходов на амортизацию) составил 88,2 млрд руб – лишь на 0,1% меньше показателя прошлого года. Рентабельность по OIBDA также незначительно сократилась – на 1,8% до 48,5%, зато чистая прибыль выросла на 2,2% до 45,3 млрд руб. Свободный денежный поток компании достиг 33,5 млрд руб., совокупный долг – 27,15 млрд руб., чистая денежная позиция положительная и составляет 34,5 млрд руб.

В 4 квартале тенденции наблюдаются примерно те же, что и в целом за год. Выручка достигла 48,36 млрд руб. (на 1,9% больше показателей предыдущего квартала и почти эквивалентно показателю за аналогичный период 2008 г.), показатель OIBDA – 23, 07 млрд руб. (на 2% меньше 3 квартала и на 6,1% ниже показателя за 4 квартал 2008 г.). В то же время, чистая прибыль за квартал составила 13,79 млрд руб., продемонстрировав рост на 9,2% по сравнению с тем же кварталом 2008 г. (это больше, чем в целом за год) и на 21,2% по сравнению с 3 кварталом.

Капитальные вложения компании за 2009 г. выросли на 4,7% до 52,476 млн руб. В 2010 г. «Мегафон» намерен сохранить затраты на текущем уровне. По словам замгендиректора оператора Валерия Ермакова, большая часть затрат – 55% - уйдет на строительство сетей третьего поколения (3G), на опто-волоконные линии связи – 38%, на сети 2G – лишь 7%. У «Мегафона» наибольшая доля капзатрат в выручке – 29%, отмечает гендиректор агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. Для сравнения: у МТС доля капзатра в выручке составляет 20%, у «Вымпелкома» - 15%.

Число активных абонентов «Мегафона» за год выросло на 16,3% и достигло 50,7 млн (за последний квартал 2010 г. рост составил 4,5%). В то же время, показатели на одного абонента продемонстрировали снижение. Так, средняя выручка с одного абонента (ARPU) упала за год на 13% до 320 руб. (в 4 квартале ARPU снизилось на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 316 руб.). Средний голосовой трафик составил за год 276 мин. – на 4,5% ниже показателя 2008 г. (в 4 квартале MOU составил 285 мин., снизившись на 1% по сравнению с 4 кварталом предшествующего года). Совокупный голосовой трафик в 4 квартале по сравнению с предшествующим кварталом увеличился на 9% до 42 млн мин., трафик передачи данных за этот же период вырос в 2,6 раз до 2,88 ТБ.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Снижение рентабельности замгендиректора «Мегафона» по коммерции Лариса Ткачук объяснили ростом затрат на дилерскую комиссию, продажей абонентского оборудования с низкой рентабельностью и программой долгосрочного стимулирования персонала. Уменьшение же ARPU и MOU в «Мегафоне» связывают с изменением финансово-экономической ситуации в России, а также уменьшением частных и деловых поездок абонентов, что вылилось в снижение спроса на услуги роуминга.

«Выдающихся результатов «Мегафон» не продемонстрировал, - констатирует аналитик «Уралсиб» Константин Белов. - Но не стоит забывать, что в 4 квартале 2008 г. снижение затрат на связь среди частных и корпоративных еще не было ощутимо, тогда как 2009 г. стал для отрасли первым посткризисным».

Игорь Королев