Спецпроекты

Россия: Дети потратили $600 млн. на мобильный контент

Телеком Бизнес Контент
Объем рынка мобильного контента в 2007 г., по оценкам экспертов, не превысил $600 млн. Как ожидается, в ближайшие 2-3 года самым динамичным сегментом станут игры. Аналитики также считают перспективным направлением 2008 г. мобильный маркетинг. Эту точку зрения разделяют не все участники рынка. Самым емким сегментом остаются развлекательные услуги. Их целевая аудитория - дети и подростки.

Объем российского рынка мобильного контента в 2007 г. оценивается в $550–600 млн, сообщили в компании Business Vision. Другие аналитики приводят более скромные цифры. Эксперт ИК «Финам» Дмитрий Смирнов оценивает объем рынка в $400–420 млн. «Рост за год составил около 20%», — говорит он. В iKS-Consulting ранее прогнозировали объем рынка в $494 млн.

Самым емким сегментом остаются развлекательные услуги. Их целевая аудитория — дети и подростки, студенты, для которых скачивание мелодий и картинок — дань моде и текущему интересу. Но уже сейчас рынок услуг контента данной категории перенасыщен, отмечают специалисты Business Vision. По их подсчетам, доходы от продаж развлекательного контента за последний год выросли на 53%, причем 64% рынка приходится на долю 10 ведущих агрегаторов.

«Как и раньше, основным потребителем мобильного контента являются дети, за телефонные разговоры и пользование прочими услугами которых платят родители, — констатируют в контент-провайдере ИММО („Информ-Мобил“). — Однако мы отмечаем, что за последний год „взрослый“ контент (например, викторины, участвовать в которых детям и подросткам непросто) вырос в популярности примерно на 20%». Рост объема контента для взрослых людей отмечают и в компании «А1: Первый альтернативный контент-провайдер». Эта тенденция должна сохраниться в ближайшем будущем, уверены участники рынка.

Количество пользователей мобильного контента в России не превышает 5 млн. человек. Как говорят специалисты, многие владельцы персональных компьютеров не видят необходимости в использовании дополнительных сервисов, предоставляемых мобильными сетями, и не пользуются мобильным контентом. По некоторым оценкам, около 60% всех пользователей интернета вообще не посещают wap-ресурсы. Кроме того, сотовые операторы не представляют достаточно четко своей роли в продаже мобильного контента, что накладывает ограничения на развитие отрасли, говорят в Business Vision.

Аналитики и участники рынка рассматривают игры в качестве одного из перспективных направлений развития мобильного контента
Аналитики и участники рынка рассматривают игры в качестве одного из перспективных направлений развития мобильного контента

В качестве перспективного сегмента мобильных развлечений эксперты исследовательской компании выделяют рынок мобильных игр. По их оценкам, объем российского рынка онлайн-игр достиг $60–80 млн. В ближайшие 2–3 года мобильная игра станет одной из наиболее востребованных развлекательных услуг, в 2008 г. этот рынок вырастет примерно на 100%. Исполнительный директор А1 Александр Пухов считает, что роль игр может значительно возрасти, когда будут разработаны эффективные схемы рекламы в них. Перспективным направлением он также называет мобильные микроплатежи.

Стоимость классических видов рекламы в СМИ стремительно растет, а ее эффективность падает, поэтому эксперты считают интересным и перспективным мобильный маркетинг. По оценкам аналитиков, объем рынка мобильного маркетинга в 2007 г. составил порядка $12–16 млн (по некоторым оценкам, рынок мог достигнуть $50 млн). Практически все крупные игроки FMCG-рынка и международные бренды уже имеют опыт использования мобильного маркетинга в своих промо-акциях, констатируют в Business Vision. Однако потенциал мобильного маркетинга пока полностью не раскрыт, поскольку в большинстве маркетинговых компаний с участием мобильного контента используются только SMS. MMS, проведение акций на wap-ресурсах, IVR и Java практически не применяются. Эксперты прогнозируют, что в 2008 г. к мобильному маркетингу проявят интерес новые отрасли (автомобильная, фармакологическая, финансы). Также можно ожидать проведения многочисленных экспериментов на стыке мобильного и традиционного маркетинга.

«В 2007 г. мобильный маркетинг показал очень хороший рост, — соглашается Александр Пухов. — В 2008 г. мы ожидаем такую же динамику роста и увеличение количества акций мобильного маркетинга, в которых, помимо SMS, будут использоваться другие технологии — IVR, Bluetooth». В ИММО оптимизм по поводу мобильного маркетинга не разделили. «Значительного роста услуг мобильного маркетинга мы не ожидаем, — говорят в компании. — С нашей точки зрения, рынок пока для этого не готов. По сути, революционных проектов в сфере мобильного маркетинга на российском рынке пока вообще не было, и нет предпосылок к их появлению».



Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Компания месяца

Мы все больше средств направляем на цифровизацию процессов

Алла Антонова

врио ИТ-директора X5 Retail Group