Москва ликвидирует СЭД Лужкова: 25 тыс. чиновников отправляют в облака
Правительство Москвы отказалось от «зоопарка» систем электронного документооборота, на внедрение которых бывший мэр города Юрий Лужков потратил свыше 100 млн руб., и сейчас переходит на новую, облачную СЭД. Ее пользователями в общей сложности станут более 25 тыс. чиновников городского правительства.В облако переедут все
По данным на апрель 2012 г. к новой системе электронного документооборота правительства Москвы (СЭД) подключено около 4 тыс. пользователей, рассказал CNews директор департамента информационных технологий города (ДИТ) Артем Ермолаев. Сюда входят сотрудники аппарата мэра и правительства Москвы, а также свыше десятка органов исполнительной власти. Общее число пользователей в правительстве города превышает 25 тыс. человек, и все они со временем должны перейти на использование СЭД.
Новым решением стала облачная СЭД «Практика», разработанная компанией «Системы документооборота» (базируется в Татарстане). На базе этого же решения работает единая межведомственная СЭД Татарстана. В ДИТ говорят, что для использования в правительстве Москвы это решение существенно перерабатывалось. Услуги по предоставлению доступа к СЭД и подключению пользователей оказывает фирма «Электронная Москва». Она была создана правительством Москвы в 2002 г. специально под выполнение ИТ-проектов для городских структур.
Миллионы рублей на СЭД и iPad
С новой СЭД в правительстве Москвы начали работать еще в апреле 2011 г., говорят в ДИТ. По словам Ермолаева, поначалу ее использование велось в пилотном режиме небольшим количеством человек. В сентябре 2011 г. был проведен тендер на 40 млн руб. по обеспечению органов исполнительной власти Москвы доступом к СЭД, который выиграла «Электронная Москва», после чего число пользователей системы резко пошло вверх.
В феврале 2012 г. с «Электронной Москвой» был заключен еще один госконтракт - на сумму порядка 145 млн руб. В рамках него к СЭД планируется подключить еще примерно 10 тыс. пользователей. По словам Ермолаева, в этом же году должен быть проведен еще один конкурс, чтобы охватить СЭД оставшихся пользователей. «Второй контракт, по сути, является пролонгацией первого. Выиграть его другой компании сейчас было бы затруднительно», - говорит Ермолаев.
Глава ДИТ при этом отмечает, что суммы госконтрактов означают предельное значение. В реальности же подрядчик получает оплату по абонентскому принципу - по числу реально подключенных и обслуживаемых пользователей. В случае с первым госконтрактом реально оплаченная сумма совпадает с предельной ценой, рассказывают в ДИТ.
ДИТ под руководством Артема Ермолаева всех чиновников московского правительства переводит на облачный документооборот
По словам Ермолаева новая СЭД позволила перевести в электронный вид порядка 75% документооборота. Сокращение затрат на бумаге, принтерах и картриджах для них позволяет экономить правительству города свыше 16,5 млн руб. в год, приводят данные в ДИТ. Время доставки документов между органами исполнительной власти сократилось с трех дней (при доставке «Почтой России») и половины дня (доставка курьером) до 3 сек.
Напомним, что для работы руководителей органов исполнительной власти Москвы с новой СЭД ДИТ закупает планшеты iPad 2. Еще одна крупная закупка аналогичных планшетов запланирована для руководителей префектур.
«Зоопарк» Лужкова
В ДИТ рассказывают, что до начала использования нынешней СЭД в правительстве Москвы существовал целый «зоопарк» разных решений: в общей сложности насчитывалось 5-6 систем, мало интегрированных между собой. Создание СЭД для правительства города началось при предыдущем мэре Москвы Юрии Лужкове в рамках программы «Электронная Москва». Ее первый виток стартовал в 2003 г. и был рассчитан на пять лет. Затем программу продлили до 2011 г.
В середине 2011 г. Контрольно-счетная палата опубликовала итоги своей проверки расходования средств по информатизации Москвы за 2008-2010 гг. и первую половину 2011 г. В них говорилось о выявлении финансовых нарушений на сумму 282 млн. руб. и объеме неэффективно использованных средств свыше 4 млрд. руб. Там же отмечалось, что запланированная СЭД так и не была создана.
Артем Ермолаев говорит, что первые СЭД были попыткой хоть как-то автоматизировать работу городского правительства. Они распространялись лишь на несколько управлений аппарата правительства - общее число пользователей не превышало 1 тыс. человек, а функционал этих систем затрагивал лишь документооборот (нынешняя СЭД позволяет также организовать и делопроизводство). Одно из этих решений в 2008 г. внедряла «Энвижн Груп», выигравшая соответствующий контракт на сумму свыше 100 млн руб.
После смены мэра Москвы на Сергея Собянина было принято решение отказаться от старых СЭД и перейти полностью на новое решение. По словам Артема Ермолаева, в ДИТ сочли нецелесообразным развивать разрозненные системы, оставшиеся от предшественников, и решили создать централизованное общегородское решение.
Ермолаев говорит, что перевести правительство на электронный документооборот требовалось в сжатые сроки, за которые было сложно просчитать все риски и развернуть решение на своей стороне со всей инфраструктурой, поэтому было решено пойти по пути аутсорсинга СЭД как услуги. Старые СЭД, по его словам, уже практически не используются.