Разделы

Техника

Фотоаппараты и принтеры в России покупают все меньше

На рынке бытовой техники и потребительской электроники по итогам 2013 г. зафиксировано значительное снижение продаж в сегментах цифровых камер и офисных устройств.

Аналитическая компания GfK подвела итоги 2013 г. для рынка бытовой техники и электроники. Наибольшие темпы роста, по мнению аналитиков, показал рынок потребительского телекоммуникационного оборудования — за год спрос на него увеличился на 12,2% в денежном выражении. Компания также отметила падение интереса покупателей к цифровым камерам и офисному оборудованию — спрос на них упал на 14,9% и 13,8% соответственно.

Нисходящий тренд в продажах цифровых камер был зафиксирован в мае 2013 г., и с каждым месяцем темпы падения спроса только увеличивались. С GfK согласен и российский ритейлер «Евросеть» — ранее компания сообщала о 25%-ом снижении количества реализованных фотоаппаратов в 2013 г. в сравнении с предшествовавшим ему годом. Объем продаж цифровых фотокамер GfK оценивает в 55 млрд руб.

Объем рынка офисного оборудования, по данным GfK, составил в 2013 г. чуть более 55 млрд руб. Значительное снижение интереса к офисной технике было зафиксировано в 4 квартале 2013 г., тогда продажи упали на 23,8% в сравнении с аналогичным периодом 2012 г. Однако аналитики отмечают, что в дальнейшем более резкое падение спроса маловероятно, так как офисы все равно не прекратят пользоваться лазерными принтерами и МФУ.

GfK также отмечает, что сегмент струйной печати, в сравнении с лазерной, больше подвержен различным неблагоприятным изменениям. «Вместо того чтобы тратиться на покупку принтеров для фотопечати, потребители могут полностью перейти на просмотр фотографий с помощью смартфонов и планшетов, что окажет существенное влияние на рынок струйной печати», — полагают в GfK.

Наиболее позитивную динамику показали продажи телекоммуникационного оборудования, которые в 2013 г. достигли 272 млрд руб. Рынок смартфонов вырос почти на 52% в количественном и более чем на 35% в денежном выражении. Популярность смартфонов сказывается на снижении продаж мобильных телефонов, спрос на которые за год упал на 25%. Это обусловлено тем, что смартфоны становятся все доступнее — средняя рыночная цена на смартфон снизилась на 10% в 2013 г. из-за расширения предложения в низком ценовом сегменте.

Розничный товарооборот бытовой техники и электроники в России, 2013 г.

Вид оборудования IV квартал 2013 г., млрд руб. IV кв. 2013 г./IV кв. 2012 г. Объем продаж за 2013 г., млрд руб. Объем продаж 2013 г./ 2012 г.
Потребительская электроника 91,732 -3,9% 284,897 1,5%
Цифровые камеры 13,047 -19,8% 55,038 -14,9%
Крупная бытовая техника 63,211 5,3% 229,859 8,7%
Малая бытовая техника 31,790 5,6% 106,929 6,8%
Компьютерная техника 108,515 -10,0% 377,502 -2,2%
Телекоммуникационное оборудование 80,098 7,9% 272,262 12,2%
Офисное оборудование 13,478 -23,8% 55,123 -13,8%
Весь рынок 401,871 -3,0% 1 381, 610 2,4%

Источник: GfK, 2014

Небольшое снижение спроса зафиксировано на рынке компьютерной техники. За 4 квартал спрос на нее упал на 10%, а по итогам года — на 2,2%. Тем не менее, данный рынок является самым крупным в России — продажи по итогам 2013 г. составили 377,5 млрд руб. Аналитики зафиксировали увеличение совокупного объема продаж моноблоков и неттопов на 10% и возросший в 2 раза спрос на ультрабуки и гибридные ноутбуки.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Однако классические и мобильные компьютеры за год потеряли в спросе 35% и 25% соответственно во многом благодаря оттоку пользователей к планшетным компьютерам. За 2013 г. объем продаж планшетов вырос более чем на 50% в сравнении с предшествовавшим годом. При этом оборот планшетов за 4 квартал в 2 раза превосходит объем проданных настольных компьютеров и составляет более 60% от оборота ноутбуков.

Рынок потребительской электроники в 2013 г. продемонстрировал рост продаж лишь в 1,5%. Наиболее развивающейся категорией стали ТВ декодеры, которые в 2013 г. покупали на 55% чаще благодаря растущему спросу на услуги кабельного и спутникового ТВ. Существенный рост продемонстрировал сегмент портативной акустики, продажи которого увеличились на 17% по отношению к 2012 г.

Спрос на малую и крупную бытовую технику у граждан России не снижается — за год розничный товарооборот увеличился а 6,8% и 8,7% соответственно в сравнении с 2012 г. Результаты обусловлены возросшими продажами новых типов пылесосов и утюгов. Так, продажи «роботов» и вертикальных пылесосов увеличились более чем вдвое, а у гладильных систем рост составил более 30%. В сегменте крупной бытовой техники пользуется популярностью встраиваемая бытовая техника, а также техника с энергоэффективностью А++.

В целом российский рынок бытовой техники и электроники продемонстрировал положительную динамику в 2,4 %, а его общий товарооборот достиг почти 1,4 трлн руб.

Мария Коломыченко