Разделы

Телеком B2B

Число мобильных сотрудников в мире быстро растет. Россия отстает

В течение 2 лет число мобильных работников в западных компаниях вырастет на 30% по сравнению с сегодняшними показателями. В России эта тенденция пока не столь популярна – по прогнозам экспертов, число удаленно работающих специалистов за тот же период увеличится не более чем на 10%.

Уже в ближайшие годы одним из главных итогов динамичного развития мобильных технологий может стать увеличение числа сотрудников, работающих вне офиса. К такому выводу пришел британский телеком-гигант O2, который провел масштабное исследование среди руководителей бизнеса в Соединенном Королевстве. Более половины участвовавших в опросе бизнесменов ожидают, что в течение 2 лет число так называемых "мобильных" работников в их компании вырастет на 30% по сравнению с сегодняшними показателями.

В мобильные сотрудники зачислили как тех работников, которые постоянно находятся в разъездах, так и тех, кто работает из дома. В качестве основной причины роста числа таких сотрудников авторы исследования называют масштабный сдвиг в культуре труда. Новое время требует более гибких и оперативных работников, независимых от офисных ограничений. Ветер перемен почувствовало большинство британских компаний: о планах переустройства коммуникационной инфраструктуры заявили 72% респондентов, и почти все они (85%) собираются уделить особое внимание гибкости рабочего процесса.

"Мобильная культура – желание и возможность работать удаленно с использованием собственных гаджетов, в любой точке мира – тренд в среде поколения Y. "Игреки" отличаются особым образом мышления и своими ценностями, среди которых на первом месте стоит свобода. В контексте работы – это отсутствие привязанности к конкретному работодателю, возможность самому планировать свое рабочее время и гибкий подход к решению задач. Для специалистов подобного склада мышления и характера удаленная работа – благо, ради которого можно поступиться даже размером зарплаты. Работодатели видят тенденцию и стараются удовлетворить запросы молодого поколения", – пояснила Александра Гросс, главный редактор Rabota.ru.

Чаша весов склонилась в пользу мобильных сотрудников, когда компании начали все активнее осваивать корпоративную политику Bring Your Own Device ("принеси свой собственный девайс") и позволять своим работникам пользоваться на работе личными гаджетами. Участники исследования O2 заявили, что эта политика принесет большую пользу. Среди ее основных преимуществ они назвали увеличение оперативности и гибкости бизнеса (91% опрошенных), сокращение бюджетных расходов (83%) и увеличение продуктивности по всем направлениям (79%). "Концепция BYOD и ее поддержка компаниями отражается в сокращении затрат на обеспечение корпоративными устройствами. В некоторых компаниях малого и среднего бизнеса мобильные девайсы являются полноценным мобильным рабочим местом сотрудника, что существенно снижает расходы на ИТ-поддержку", – считает Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "ВымпелКом".

В России эта тенденция также будет приживаться, но не такими быстрыми темпами, считают эксперты. "Думаю, что через несколько лет в России в ИТ-сфере около 10% бывших офисных работников будут работать удаленно. Тренд, однако, на мой взгляд, сейчас направлен не в сторону полностью удаленной работы, а именно на фрагментарную возможность: часть дня или несколько дней (недель, месяцев) работать удаленно, имея при этом все условия для того, чтобы в любой момент приехать и работать в офисе. Такой формат работы мне кажется сейчас наиболее интересным и перспективным", – отметила Ольга Мананникова, директор по маркетингу HeadHunter.

CNews Analytics оценивает объем российского ИТ-рынка в 2024 г. в ₽3,1 трлн
CNews Analytics

Для самих работников победа BYOD (а эту политику практикует больше половины клиентов все той же O2) означает большую гибкость рабочего процесса. Принося на работу собственные смартфоны, ноутбуки и планшеты, они не только получают возможность работать со знакомым и комфортным оборудованием, но и могут распределять рабочее и личное время так, как им удобнее.

Сотрудники британских компаний также подчеркивают преимущества работы вне офиса. Так, в опросе, проведенном журналом Wired, 48% респондентов ответили, что вне офиса работают более продуктивно, а 49% – что при работе дома испытывают значительно меньший стресс. Тем не менее половина респондентов заявила, что, работая на ходу, они часто сталкиваются с отсутствием ключевых для работы вещей. 82% недовольных не нашли за пределами рабочего места быстрого интернета, 46% – зарядных устройств, 42% – тишины и покоя.

"Думаю, что средний и малый бизнес, будут стремиться реализовать концепцию мобильного рабочего места. Крупный бизнес будет использовать все преимущества удаленного доступа в корпоративную сеть, но полноценный офис останется основным местом для работы", – заключает Евгения Григорьева, рассуждая о перспективах развития удаленных рабочих мест в России в течение ближайшей пары лет.

Евгений Смирнов