Разделы

Бизнес Законодательство Интернет E-commerce Техника

Онлайн-магазины просят разрешить им продавать алкоголь

Маркетплейсы обратились в Минцифры с просьбой поддержать разрешение дистанционной продажи спиртных напитков. В Ассоциации компаний интернет-торговли считают, что несмотря на действующий запрет, незаконная онлайн-торговля алкоголем процветает, из-за чего бюджет недополучает миллиарды рублей.

Предложение Ассоциации компаний интернет-торговли

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, включает Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет» и др.) направила главе Минцифры Максуту Шадаеву письмо с просьбой поддержать в Правительстве разрешение онлайн-торговли алкоголем с проверкой возраста покупателя через биометрию, пишут «Ведомости».

Предполагается, что для запуска дистанционной торговли алкоголем общепит, маркетплейсы или сервисы доставки должны будут подключиться к государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» (ГИС ЕБС) и проверять возраст в интернете с помощью биометрии.

Совет Федерации принял закон «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных», посвященный ЕБС, в декабре 2022 г. ЕБС содержит биометрические персональные данные физических лиц, векторы единой биометрической системы и иную информацию, которая используется в целях осуществления идентификации, аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц.

Недополученные налоги и продажа фальсификата

Запрет на на онлайн-торговлю алкоголем введен в 2007 г. В АКИТ утверждают, что его соблюдают только «добросовестные» участники рынка и в 2023 г. незаконные онлайн-продажи спиртных напитков в России составили 80 млрд руб. При этом доля фальсификата, в том числе опасного для жизни и здоровья, в объеме продаж составляет 53%, согласно исследованию НИФИ Минфина, на которое ссылаются авторы письма.

Маркетплейсы хотят заняться продажей алкоголя, а возраст покупателя проверять по биометрии

По данным НИФИ Минфина, из-за нелегальной торговли алкоголем бюджет России недополучит 253 млрд руб. выпадающих доходов за 2023–2027 гг.

Кроме того, использование биометрии для проверки возраста позволит мониторить паттерны приобретения алкогольной продукции в регионах и в стране в целом — сейчас такой возможности у госорганов нет, говорится в письме.

Доля контрафакта может только вырасти

АКИТ предлагает разрешить дистанционную торговлю алкоголем, поскольку этот рынок за 17 лет значительно развился и появились механизмы, позволяющие контролировать его оборот.

В Союзе производителей алкогольной продукции, как выяснили «Ведомости», мнения по этому вопросу разделились.

Какое «облако» подойдет вашей компании? Пройдите тест

Президент производителя алкогольной продукции Ladoga Вениамин Грабар заявил изданию, что сейчас уровень продажи контрафакта в России является одним из самых низких в мире (5%-10%), а разрешение онлайн-торговли будет способствовать его росту: «Когда в пункт выдачи, которых десятки тысяч по стране, попадет хоть одна легальная бутылка алкоголя, там сразу нарисуются десятки левых, разлитых за стенками гаража. Имея в пункте документы на выдачу спиртного, ее владелец легко согласится работать не за 5% комиссии от маркетплейсов, а за 105% от условного Сережи с пятилитровой канистрой рома. У нас сотрудников полиции столько нет, чтобы проверять каждый пункт».

Мнение Грабаря поддержал источник издания в одном из офлайн-ритейлеров, который обратил внимание на то, что ЕБС не гарантирует наличие на продукции акцизных марок и законодательного ограничения минимально допустимой розничной цены, как и ограничений по времени и местам продажи.

Анна Любавина