Во всем мире исторический крах продаж смартфонов. У Xiaomi гигантские проблемы
Объем отгрузок смартфонов откатился на годы назад, к моменту зарождения рынка. Сказались инфляция и нестабильность экономики. Хуже всех пришлось компаниям из Китая, в особенности Xiaomi – она теряет как продажи, так и долю рынка. У Apple и Samsung тоже не все гладко с отгрузками, но зато их рыночные доли существенно выросли, как раз за счет китайских конкурентов.
Принудительный возврат в прошлое
Мировой рынок смартфонов в IV квартале 2022 г. показал наихудшие продажи за всю историю своего существования, если отсчитывать его с момента анонса первого поколения Apple iPhone в январе 2007 г. и его релиза в июне 2007 г.
По данным аналитической компании IDC, в IV квартале 2022 г. вендорами было реализовано (передано дистрибьюторам и розничным сетям) около 300 млн смартфонов. Объемы все еще гигантские, но, тем не менее, это 18,3-процентный обвал по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
Не лучше выглядит ситуация и за весь 2022 г. Десятки производителей со всего земного шара совместными усилиями отгрузили 1,2 млрд умных телефонов. Здесь тоже наблюдается падение, хотя и не столь стремительное – 11,3% год к году.
По оценкам экспертов IDC, итоговые результаты отгрузок смартфонов за 2022 г. оказались самыми низкими за последние 10 лет. Они отметили, что пока еще сохраняется вероятность роста отгрузок в 2023 г., хотя и всего лишь на 2,8% год к году, но вполне может оказаться, что через некоторое время прогноз будет пересмотрен в сторону ухудшения.
Праздники не помогли
По давно сложившейся традиции, последняя четверть любого года является для производителей любой техники, будь то смартфоны, планшеты, ноутбуки, ТВ и пр., наиболее прибыльным периодом в году. Причина ясна – на IV квартал выпадает период праздничных предновогодних покупок, и все стараются подарить себе или близким какой-нибудь гаджет. Новый учебный год в данном случае в расчет не берется – подготовка к нему тоже влияет на продажи, но фиксируется компаниями в отчетах за III квартал.
Но 2022 г. стал досадным исключением. Продажи в последней его четверти оказались ниже, нежели чем в предпоследней.
Компания | Поставки в IV квартале 2022 г., млн шт | Доля рынка в IV квартале 2022 г. | Поставки в IV квартале 2021 г., млн шт | Доля рынка в IV квартале 2021 г. | Изменения год к году |
---|---|---|---|---|---|
1. Apple | 72,3 | 24,1% | 85,0 | 23,1% | -14,9% |
2. Samsung | 58,2 | 19,4% | 69,0 | 18,8% | -15,6% |
3. Xiaomi | 33,2 | 11,0% | 45,0 | 12,2% | -26,3% |
4. Oppo | 25,3 | 8,4% | 30,1 | 8,2% | -15,9% |
5. Vivo | 22,9 | 7,6% | 28,3 | 7,7% | -18,9% |
Другие | 88,3 | 29,4% | 110,2 | 30,0% | -19,8% |
Всего | 300,3 | 100,0% | 367,6 | 100,0% | -18,3% |
В IDC назвали две причины происходящего. Это в первую очередь рост инфляции, во вторую – экономическая неопределенность. И то, и другое началось 24 февраля 2022 г. и продолжается по сей день. Оба фактора в значительной степени повлияли на снижение потребительского спроса.
Xiaomi теряет рынок
Все без исключения крупнейшие игроки мирового рынка смартфонов по результатам IV квартала 2022 г. пришли к финишу с падением продаж. Также многие из них потеряли часть своей доли рынка.
На первом месте по отгрузкам за отчетный период оказалась компания Apple – 72,4 млн iPhone в IV квартале 2022 г. против 85 млн годом ранее. Доля рынка за год увеличились с 23,1% до 24,1%.
Продажи Samsung просели с 69 млн до 58,2 млн за тот же период, доля рынка подросла с 18,8% до 19,4%. Этого обе компании добились, в основном, за счет китайской Xiaomi – она удерживает лишь 11% против 12,2% годом ранее, а ее поставки уменьшились с 45 млн до 33,2 млн.
Китай сдает позиции
Xiaomi не смогла показать достойный результат и за весь 2022 г. Удержав 12,7% рынка вместо 14% в 2021 г., она реализовала лишь 153,1 млн смартфонов, хотя год назад смогла отгрузить 191 млн.
Компания | Поставки 2022 г., млн шт | Доля рынка в 2022 г. | Поставки в 2021 г., млн шт | Доля рынка в 2021 г. | Изменения год к году |
---|---|---|---|---|---|
Samsung | 260,9 | 21,6% | 272,1 | 20,0% | -4,1% |
Apple | 226,4 | 18,8% | 235,8 | 17,3% | -4,0% |
Xiaomi | 153,1 | 12,7% | 191,0 | 14,0% | -19,8% |
Oppo | 103,3 | 8,6% | 133,6 | 9,8% | -22,7% |
Vivo | 99,0 | 8,2% | 128,3 | 9,4% | -22,8% |
Другие | 362,7 | 30,1% | 399,1 | 29,3% | -9,1% |
Всего | 1205,5 | 100,0% | 1359,8 | 100,0% | -11,3% |
В схожей ситуации находятся и другие китайские компании из топ-5 по версии IDC – Oppo и Vivo из холдинга ВВК. У них наблюдается сильная просадка и по рыночной доле, и по продажам.
Samsung и Apple – единственные из крупных игроков на глобальном рынке умных мобильников, кто чувствует себя относительно уверенно. Samsung нарастила долю с 20% до 21,6%, хотя ее продажи сократились с 272,1 млн до 260,9 млн. Она заняла первое место.
Второе у Apple – 226,4 млн проданных iPhone против 235,8 млн годом ранее и доля рынка 18,8% вместо 17,3%.
Таким образом, уход Samsung и Apple с российского рынка в марте 2022 г. если и отразился на мировой популярности их смартфонов, то сколько-нибудь критичного влияния на нее не оказал.
Компьютеры тоже не нужны
Потребители заметно сократили траты на новые смартфоны, что и вызвало столь внушительный обвал рынка. В точности в такой же ситуации оказались и производители компьютеров и ноутбуков.
CNews писал, что в IV квартале 2022 г. продажи ПК во всем мире рухнули на 28,1% год к году. Однако если рынок смартфонов откатился к 2013 г., то здесь откат максимум до 2018 г.
Результаты за весь 2022 г. тоже не впечатляют – минус 16,5%, хотя годом ранее фиксировались солидный 15-процентный рост и 10-летний рекорд продаж