Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения Ритейл Розница Big Data Открытое ПО Российское ПО

Владельцы «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели» придумали, как заработать сотни миллионов на анализе логов

X5 работает над созданием системы бизнес-мониторинга, которая при помощи технологий больших данных и предиктивной аналитики позволяет предсказывать и предотвращать аварийные ситуации в ритейле, тем самым экономя бизнесу сотни миллионов рублей.

Система бизнес-мониторинга

X5 Retail Group, одна из крупнейших российских продуктовых розничных компаний (владеющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), силами собственного ИТ-подразделения разрабатывает систему бизнес-мониторинга с использованием технологий предиктивной аналитики. Об этом рассказал Фабрисио Гранжа (Fabricio Granja), ИТ-директор компании, в рамках бизнес-саммита Retail Business Russia.

Бизнес-мониторинг в версии X5 – это система, которая помогает анализировать все логи, ошибки оборудования и программных решений, события в системах. В итоге анализ логов помогает отслеживать работу магазинов и складов компании в реальном времени, применяя сценарий предиктивной аналитики. Таким образом, о 98% аварий в X5 узнают заранее и предотвращают их.

Решение разработано полностью на основе открытого программного обеспечения (Open Source) и поддерживается внутренними ресурсами. В настоящее время проект на основе этой системы имеет статус пилота и работает на базе СУБД Clickhouse «Яндекса», но в компании рассматривают и другие варианты.

Система построена по принципу конструктора: новая функциональность добавляется постепенно, после тщательного испытания в тестовых средах. Только после пилота и многоэтапного тестирования начинается тиражирование.

«Мы проанализировали данные с касс 1 тыс. магазинов, параллельно на отдельных участках тестируется новая функциональность, – рассказал Фабрисио Гранжа. – В целом проект многоступенчатый. В 2019 г. планируем анализировать данные об энергопотреблении и о холодильниках, в перспективе получим аналитику обо всем технологическом стеке».

Как это работает на практике

Разрабатываемая система бизнес-мониторинга помогает снизить число «брошенных корзин» в случаях, когда клиент не совершил покупку из-за проблем на кассе. Например, помешать человеку купить алкоголь может проблема с универсальным транспортным модулем (УТМ), установленным в каждом магазине для считывания уникального штрих-кода, нанесенного на каждую бутылку.

Система бизнес-мониторинга помогает бороться с «брошенными корзинами»

Если УТМ недоступен, то и продажа алкоголя невозможна. В случае подобного происшествия, как правило, необходимо вмешательство персонала: супервайзер, узнав о проблеме, связывается со службой технической поддержки. Техподдержка, в свою очередь, проверяет УТМ и устраняет возникшую проблему. За время, потраченное на решение проблемы, несколько клиентов устают ждать и уходят без покупок. По подсчетам X5, когда доля таких аварий составляет 0,35%, компания теряет 1% РТО (Розничный товарооборот – показатель, характеризующий объем продаж в рознице) категории алкоголя за год.

Благодаря системе предиктивной аналитики стал возможен перезапуск УТМ без его остановки. Так, компании удалось предотвратить значительную долю таких случаев и дополнительно заработать 280 млн руб. только в ходе пилота системы бизнес-мониторинга.

Предиктивная аналитика и большие данные на службе у ритейла

Предиктивная аналитика и большие данные применяются X5 в различных бизнес-процессах, в том числе для видеоаналитики доступности товаров и поведения посетителей в магазина.

В частности, пилот Х5 в области видеоаналитики показал точность на уровне 93,7% в распознавании товаров на полках. Эту разработку протестировали в пяти супермаркетах «Перекресток». В случае нехватки товара на полке сотрудники получали сигнал о необходимости его доставить. За время пилота технология научилась распознавать около 1,5 тыс. товаров. Аналогичную технологию тестировали в торговой сети «Пятерочка».

Кроме того, по опыту Х5, видеоаналитика помогла улучшить качество обслуживания на кассах. В гипермаркетах «Карусель» уже приступили к внедрению, а в 20 московских супермаркетах «Перекресток» тестируют технологию, определяющую количество покупателей в очереди. Когда она фиксирует, что более пяти человек стоят в очереди, руководству магазина поступает уведомление о том, что необходимо открыть дополнительную кассу.

BPM-проект года создан на платформе Digital Q.BPM от «Диасофт»
цифровизация

В будущем X5 расширит тестирование сценариев видеоаналитики на десятки магазинов.

Аналитикой больших данных X5 занимается давно и серьезно. В компании открыто отдельное бизнес-направление, которое запускает как отдельные сценарии, так и комплексные аналитические продукты. Большие данные применяется в логистике, маркетинге и операционном отделе. С ее помощью прогнозируют спрос, планируют продажи и промо-акции, кастомизируют спецпредложения, оптимизируют работу с производителями-поставщиками.

Фабрисио Гранжа отметил, что ему неизвестны примеры похожих проектов по бизнес-мониторингу в ритейле, где бы применялись сценарии предиктивной аналитики.

Какая CRM подойдет вашей компании? Тест
Цифровизация

«В том или ином виде задачу мониторинга оборудования автоматизировали многие крупные розничные сети, иначе полноценная работа современных магазинов была бы невозможна», – сказал Гранжа.

«Другой вопрос – уровень развития соответствующих систем. Хорошим подходом считается "быстро починить". Мы поставили себе цель реализовать в бизнес-мониторинге принцип "не допустить", – подытожил ИТ-директор X5.

Дмитрий Степанов