Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Ритейл

«М.Видео» покупает российский бизнес MediaMarkt

Немецкая компания-владелец магазинов MediaMarkt передаст свой российский бизнес группе «Сафмар» в обмен на 15% акций «М.Видео», доплатив при этом 258 млн евро. Если у «М.Видео» будут плохие показатели в 2018-2019 гг., владелец MediaMarkt получит скидку до 86 млн евро. Причина продажи бизнеса — сильная конкуренция со стороны российских сетей.

Сделка Ceconomy и «Сафмара»

Немецкая компания Ceconomy подписала сделку о приобретении доли в 15% в российском ритейлере электроники и бытовой техники «М.Видео» у группы «Сафмар», о чем покупатель сообщает на своем сайте. Ceconomy владеет торговой маркой MediaMarktSaturn, являясь главным акционером компании по продаже потребительской электроники Media-Saturn-Holding.

Стоимость сделки заявлена на уровне 258 млн евро. В дополнение к этому весь российский бизнес MediaMarktSaturn перейдет к «Сафмар». В зависимости от того, совпадут ли показатели EBITDA «М.Видео» с запланированными на 2018 и 2019 гг., стоимость сделки может быть уменьшена на сумму до 86 млн евро. В целом же цена может измениться в любую сторону — как понизится, так и повысится, сообщает Ceconomy.

Сделка ожидает одобрения регуляторных органов, закрыть ее планируется к сентябрю 2018 г. MediaMarktSaturn намерена финансировать покупку из наличных средств. При этом Ceconomy собирается на 10% увеличить свой акционерный капитал, но окончательное решение об этом будет принято позднее.

Также по условиям сделки «М.Видео» станет третьим участником объединения European Retail Alliance, членами которого являются MediaMarktSaturn и Fnac Darty. По словам гендиректора Ceconomy Пьетера Хааса (Pieter Haas), после этого альянс станет самым крупным в мире продавцом потребительской электроники с суммарными продажами около 34 млрд евро.

Об участниках сделки

MediaMarktSaturn пришла в Россию в 2006 г. По состоянию на март 2018 г. сеть насчитывала 46 магазинов MediaMarkt, 90 точек продаж в магазинах METRO Cash & Carry и интернет-магазины MediaMarkt и 003.RU. по итогам финансового 2016-2017 г. продажи MediaMarkt Russia составили 526 млн евро, а доля рынка оценивалась примерно в 3%.

Согласно информации аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», выручка MediaMarktSaturn в 2016 г. уменьшилась на 6%, составив 41,35 млрд руб., при этом чистый убыток достиг 4,29 млрд руб. По данным самой компании, в финансовом 2016-2017 г., который закончился 30 сентября, выручка MediaMarktSaturn в России составила до 526 млн евро против 566 млн евро в предыдущем году. За год компанией было закрыто четыре магазина, открыт только один.

MediaMarkt хочет остаться на российском рынке, получив долю в «М.Видео»

По словам Хааса, смысл сделки с «Сафмар» для Ceconomy заключается в том, чтобы избавиться от убыточного российского бизнеса, но при этом все равно остаться на российском рынке потребительской электроники, который составляет около 10% от европейского. Одной из причин неудовлетворительных результатов в России Ceconomy называют сильную конкуренцию со стороны местных ритейлеров.

Чтобы улучшить показатели, в 2017 г. компания запустила программу реструктуризации, которая привела к росту показателей в первом полугодии финансового года 2017-2018. Однако расстановка сил на российском рынке, возглавляемом «М.Видео», такова, что MediaMarktSaturn рискует по-прежнему остаться незначительным игроком, пишет Ceconomy.

Объединенной компании «М.Видео» и «Эльдорадо» принадлежит 26% российского рынка электроники и бытовой техники. По состоянию на конец 2017 г. эти сети насчитывали в России 839 магазинов. По оценкам Ceconomy, без учета приобретения ее российских активов, выручка «М.Видео», включая «Эльдорадо», в 2022 г. должна достичь 450 млрд руб., то есть 6,2 млрд евро. В 2017 г. выручка «М.Видео» увеличилась на 8,2%, составив 198,2 млрд руб. Сеть насчитывала 424 магазина в 169 городах России.

Покупка «Эльдорадо» и других сетей «Сафмаром»

В марте 2018 г. «М.Видео» сообщила о приобретении 100% сети «Эльдорадо» за 45,5 млрд руб. В ходе сделки «М.Видео» и «Эльдорадо» станут одним юридическим лицом, однако каждая компания оставит за собой свой бренд, и сети по-прежнему будут конкурировать. По словам председателя совета директоров ПАО «М.Видео» Саида Гуцериева, это позволит успешнее конкурировать с другими российскими и зарубежными ритейлерскими сетями. Юридические формальности планируется уладить во II кв. 2018 г., а к I кв. 2019 г. будет завершена реорганизация и создание общего юридического лица.

Контрольный пакет акций «М.Видео» в размере 57,7% принадлежит группе «Сафмар» Михаила Гуцериева, остальные акции находятся в свободном обращении. По состоянию на конец 2017 г., владельцем 9,4% акций был пенсионный фонд «Будущее», еще 5,8% принадлежало пенсионному фонду «Доверие», который является частью группы «Сафмар».

Какая CRM подойдет вашей компании? Тест
Цифровизация

Ранее CNews писал, что «Сафмар» выкупает контрольный пакет ритейлерской сети «М.Видео» при оценке компании более чем в $1 млрд. «М.Видео» стал третьим крупным российским ритейлером техники, который попал под контроль «Сафмар» за последние годы. В декабре 2016 г. инвесторы, связанные с «Сафмар», выкупили у чешских компаний PPF Group N.V. и EMMA Capital сеть «Эльдорадо». Покупателям отошло 100% акций ритейлера, условия сделки не разглашаются.

Осенью 2016 г. в СМИ появилась информация, что близкие к «Сафмар» структуры взяли под контроль еще одну сеть по продажам электроники – «Техносилу». Однако при этом сеть до сих пор официально не входит в состав группы.

Финансовая группа «Сафмар», ранее известная как группа «БИН», управляет активами семьи Гуцериевых-Шишханова. В ее состав входят группы компаний «Интеко» и «А101», банковская группа «БИН», компании «Европлан» и «Моспромстрой», негосударственный пенсионный фонд «Сафмар» и другие бизнес-единицы.

Валерия Шмырова