Спецпроекты

Правительство объявило эксперимент по цифровой маркировке обуви

2306
Бизнес Законодательство Интеграция Внедрения ИТ в госсекторе

С июня 2018 г. по июнь 2019 г. в России пройдет эксперимент по маркировке обувных товаров в целях борьбы с их нелегальным оборотом. Данные о маркированных товарах будут заноситься в информационную систему, требования к которой уже разрабатывают Минпромторг и оператор системы ООО «Оператор-ЦРПТ».

Эксперимент по маркировке обуви

С 1 июня 2018 г. в России начнется эксперимент по маркировке обувных товаров в целях борьбы с их нелегальным оборотом. Соответствующее постановление правительства №620 было принято 30 мая 2018 г. и размещено сегодня на сайте government.ru. В документе указано, что эксперимент продлится по 30 июня 2019 г.

Маркировка обуви даст возможность отследить и пресечь случаи нелегального производства, ввоза и реализации обувных товаров. Это в свою очередь приведет к тому, что с товаров будут уплачиваться все налоги и таможенные пошлины, поясняется на сайте правительства.

Результаты эксперимента будут оцениваться в два этапа — 1 декабря 2018 г. и 1 мая 2019 г. Они помогут оценить эффективность применения маркировки, после чего будет принято решение об ее обязательным введении на территории России. Предполагается, что маркировка обуви станет обязательной с 1 июля 2019 г.

Участники эксперимента

Для производителей, импортеров и продавцов обуви эксперимент будет добровольным. Оператором информационной системы, в которой будут храниться данные о маркированных товарах, на безвозмездной основе станет ООО «Оператор-ЦРПТ». До 1 июня оператор должен разработать требования к информационной системе, шифрованию и средствам безопасности.

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — это совместный проект USM Holdings Алишера Усманова (50%), госкорпорации «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%). ЦРПТ должен стать оператором единой системы маркировки товаров, которую планируется создать в России к 2024 г.

Координировать и отслеживать работу продавцов обуви в рамках эксперимента будет Минпромторг. Он также примет участие в разработке требований для информационной системы, которые должен представить 1 июля.

gov600.jpg
Правительство начинает эксперимент по маркировке обувных товаров

Кроме того, к этой же дате Минпромторг должен разработать и утвердить методические рекомендации и план-график проведения эксперимента. В методических рекомендациях должно быть указано, какие именно средства идентификации будут использоваться для маркировки. Также указания должны разъяснить, какие коды и каким образом будут наноситься на эти средства идентификации, как эти коды будут формироваться и какими техническими средствами считываться.

В этих же указаниях должны содержаться сведения, как информационная система эксперимента будет взаимодействовать с информационными системами его участников, и как участники будут в этой системе регистрироваться. Также методические указания определят состав сведений, которые должны содержаться в информационной системе эксперимента, и порядок их внесения в систему.

В эксперименте также примут участие Минфин, Министерство цифрового развития, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Маркировка товаров в России

28 апреля 2018 г. вышло распоряжение правительства №792-р, которое утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в России с целью борьбы с их нелегальным оборотом. Помимо обуви, в список товаров вошли табачные изделия, для которых маркировка станет обязательной с 1 марта 2019 г., а также духи и туалетная вода, резиновые шины и покрышки, предметы одежды из кожи, женские блузки, мужские и женские пальто и куртки, различные виды белья и фототехника, для которых маркировка станет обязательной с 1 декабря 2019 г.

Напомним, правительство получило полномочия осуществлять маркировку различных групп товаров с принятием 31 декабря 2017 г. поправок к закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Эксперимент по маркировке лекарств

Напомним, с 1 февраля 2017 г. в России проводится эксперимент по маркировке лекарственных средств и медикаментов, который был продлен до конца 2018 г. Он предусматривает нанесение на упаковки препаратов идентификационных меток — двухмерных штрих-кодов — благодаря которым медикаменты можно отследить. Штрих-код на упаковке считывается с помощью смартфона или специального сканера. Муниципальные аптеки оснащаются необходимой техникой за счет городских бюджетов, частным аптекам приходится закупать приборы самостоятельно.

Маркировка в России должна стать обязательной для всех лекарственных препаратов с начала 2020 г. В 2017 г. в эксперименте в общей сложности участвовало 3569 организаций. Он охватывал 314 наименований лекарственных препаратов. В январе 2018 г. ТАСС сообщал, что эксперимент с маркировкой дал основания завести 12 уголовных дел, касающихся правонарушений в сфере оборота медикаментов. В апреле CNews писал, что он помог выявить правонарушения в сфере оборота медикаментов на сумму 500 млн руб.



Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка