Разделы

Телеком

"Вымпелком" усиливает присутствие в Красноярском крае, МТС - за бортом

Как сообщает «Коммерсант», на этой неделе определился покупатель GSM-оператора «Сибчелендж», работающего в крупнейшем субъекте РФ — Красноярском крае. «Сибчелендж» (и вместе с ним одноименный оператор проводной связи) достанется «Альфа-Эко» и контролируемому ею альтернативному оператору «Голден Телеком».

Кроме них, на «Сибчелендж» претендовали крупнейшие участники российского телекоммуникационного рынка, в том числе компания «Мобильные телесистемы», которой теперь вряд ли удастся включить Красноярский край в зону своего покрытия.

ООО «Сибчелендж» является оператором мобильной связи стандартов GSM 900/1800 и D-AMPS, обслуживает около 118 тыс. абонентов в Красноярске и Норильске. Альтернативный оператор «Сибчелендж-Телеком» обслуживает порядка 100 тыс. номеров. По информации «Коммерсанта», за обе компании их владельцы (частные предприниматели, представленные главой ООО «Сибчелендж» Валерием Грачевым), получили около $70 млн. Порядка 20% от этой суммы уплачено за 100% акций проводного оператора «Сибчелендж-Телеком», остальные средства пошли на выкуп ООО «Сибчелендж». Комментариев на этот счет участники сделки пока не дают: условия сделки обязывают их сохранять всю информацию в тайне до официального объявления.

По своим параметрам это далеко не самая крупная сделка. Интерес представляют не ее масштабы, а мизансцена. На покупку «Сибчеленджа» претендовали, помимо структур «Альфа-Эко», «Мобильные телесистемы» и «Сибирьтелеком». Причем холдинг «Связьинвест», контролирующий «Сибирьтелеком», совсем недавно приобрел контроль над еще одним оператором GSM Красноярского края — «Енисейтелекомом». Интерес «Связьинвеста» ко второму GSM-оператору региона удивляет только на первый взгляд. На самом деле, получив контроль над ООО «Сибчелендж», «Связьинвест» получил бы фактическую монополию на сотовую связь в Красноярском крае. Помимо «Енисейтелекома» и «Сибчеленджа», услуги сотовой связи в регионе продает «Вымпелком», но пока бизнес компании не набрал там оборотов: сервис доступен только в самом Красноярске, в сети обслуживаются 35 тыс. абонентов. Лицензией на работу в крае владеет и «Мегафон», однако эта компания пока не начала там продажу услуг.

Как раз из-за того, что «Вымпелком» в Красноярском крае уже работает, большинство участников рынка считали, что «Сибчелендж» достанется МТС. Но вышло наоборот, и в МТС теперь высказываются в том духе, что активы «Сибчеленджа» стоили неоправданно дорого. «МТС заинтересована в расширении географии своей работы в регионах России путем приобретения действующих местных сотовых операторов,- прокомментировал итоги сделки директор по связям с инвесторами МТС Андрей Брагинский. — Но основным критерием при принятии решения о приобретении компании является ее стоимость. Мы не готовы переплачивать за активы и тем самым впустую тратить средства компании». Между тем, подсчеты показывают, что «Альфа-Эко» приобрела «Сибчелендж» из расчета приблизительно $500 за одного абонента (принимая во внимание долги приобретаемой компании). Для сравнения: GSM-оператор «ТАИФ-Телком» (Татарстан) был приобретен МТС в апреле этого года из расчета $580 за абонента. Башкирский оператор «БМ Телеком» год назад был куплен МТС из расчета $674 за одного клиента.

Как подготовить ИТ-архитектуру к внедрению ИИ
цифровизация

Участники рынка не сомневаются, что в ближайшее время активы «Сибчеленджа» будут проданы «Вымпелкому», в чьих интересах и осуществлялась покупка («Альфа-групп» — крупнейший российский акционер сотового оператора). А МТС, по всей видимости, в обозримом будущем не удастся закрепиться в крае. Здесь уже выданы четыре GSM-лицензии сотовым операторам (в Москве, к примеру, всего три), вероятность выдачи пятой ничтожно мала.

Есть и еще один важный аспект сделки по «Сибчелендж». «Она показывает, что "Альфа-групп" смогла накопить достаточный финансовый потенциал для подобных поглощений, - считает аналитик "Атона" Надежда Голубева.- Возможности связанных с ней структур возросли настолько, что конкуренция c операторами АФК "Система", традиционно располагавшими большими ресурсами, стала реальностью. Ранее не было случаев, чтобы два крупнейших участника рынка одновременно претендовали на одну и ту же компанию — покупатель всегда был известен заранее».

Источник: «Коммерсант».