Разделы

Интернет Веб-сервисы

Кабинет министров Украины озаботился идеей "электронного правительства"

В Кабинете министров Украины наконец-то созорела осознанная необходимость уделять внимание вопросам информатизации, вопросам построения работы с общественностью не только на базе стандартных решений, но и на базе современных технологий.

Об этом свидетельствует создание в структуре украинского правительства управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий Кабинета министров Украины.

Таково мнение начальника этого управления Кабмина Украины Виктора Бондара, высказанное в ходе круглого стола "Стратегия развития электронного правительства в Украине", который прошел 28 ноября в рамках проекта "Украина - информационно-коммуникационные технологии ради развития". Проект и круглый стол проходили при поддержке Госкомсвязи Украины, Международного фонда "Видродження" (фонд Сороса), и Программы разавития ООН (ПРООН).

Подробно о других выступлениях, высказанных идеях и предложениях АИН расскажет в ближайшее время в специальном материале, посвященном прошедшему круглому столу. Сейчас же нас интересует самый важный информационный повод проведения этого мероприятия.

"У Кабинета министров сегодня есть большие проблемы. Проблемы проявляются в нескольких ситуациях. Первая проблема: буквально все говорят об электронном правительстве. Все говорят о том, что это нужно, приходят с идеями, предложениями, обращениями, письмами. Но при этом, я еще не встретил ни одного трезвого предложения о том, как это делать" - так многозначительно начал свой доклад г-н Бондар.

Учитывая эту ситуацию, Кабинет Министров, видимо, понимая, что все равно надо "куда-то двигаться" и во исполнение Указов президента Украины разработал свой промежуточный план, который возможно реализовать в ближайший год и который позволит сделать хоть что-то конкретное, понятное и работающее.

Важно также отметить, что денег на реализацию этого плана, по словам Виктора Бондара, практически не было и нет. "Те деньги, которые выделяют - это не те деньги, на которые можно строить полноценную систему."

Одного понимания и желания мало для реализации такого проекта на государственном уровне. Поэтому, как заявил г-н Бондар, сейчас в правительстве разрабатывается несколько нормативных актов. Первый документ: "О порядке публикации информации о деятельности органов исполнительной власти в сети интернет". По заявлению Виктора Бондара, это очень радикальный документ. В нем описывается структурирование системы, а также то, какая информация должна быть в системе.

В блоке "Структурирование системы" говорится о том, что "необходимо создать единый веб-портал органов исполнительной власти, который будет интегрирован со всеми сайтами всех министерств и который, по сути, должен быть поисковой машиной. Эта работа должна строиться по модели Канады, Австралии, Финляндии , Британии. Это не портал Кабинета Министров, это портал органов исполнительной власти.

Такая модель позволяет практически любому человеку зайти на веб-портал и найти любую интересующую его информацию, документы, образцы документов".

В готовящемся в недрах Кабмина постановлении описывается, как этот портал будет делаться, кто за что отвечает.

Вторая часть, по мнению г-на Бондара, самая интересная, является фундаментом будущего электронного правительства в Украине. Эта часть описывает минимальный объем типов информации и конечной информации, которая должна быть на всех сайтах государственных органов исполнительной власти.

"В эту информацию мы постарались заложить абсолютно все: образцы документов, справочную информацию, адреса, телефоны... Я не буду перечислять весь список, но мы попытались заложить в этот документ все, что только возможно из области государственной информации." - заявляет Виктор Бондар.

Портал будет строиться на основе секретариата Кабинета министров Украины. По словам Виктора Бондара, все документы, проходящие через правительство, будут привязываться к реализации задачи - проведение онлайновых заседаний.

В ближайшие 2-3 месяца, по словам г-на Бондара, будет рожден предварительный макет этого портала. В следующие 6 месяцев будет происходить "обкатка" технологий для последующего экспериментального внедрения в 4-5 профильных министерствах. Скорее всего, первыми министерствами, над которыми будут ставить опыт с новыми технологиями, станут Минфин, Минэкономики, Минюст, Госкомсвязь и МИД.

Следующие 4-5 месяцев будет проводиться работа по "обкатке" работы системы уже в работе сразу нескольких ведомств с целью выйти на выработку единого стандарта. Выработанный стандарт будет согласован с остальными министерствами, и некоторое время займет интеграция систем министерств и ведомств под общий стандарт.

Эволюция развития проекта по плану Виктора Бондара должна быть такой: 55% граждан нуждаются в информации территориального уровня, 20% обращений граждан можно решить на уровне район-область и лишь 25% обращений затрагивают вопросы деятельности министерств и других органов центральной исполнительной власти. Таким образом, макет портала исполнительной власти будет строиться исходя из этих исследований потребности граждан в государственной информации. Но достаточно сложно сразу же реализовать полноценную систему, рассчитанную на максимальный охват описанных информационных потребностей, поэтому развитие портала будет происходить от центра в регионы.

Также параллельно будет происходить работа по интеграции информационных систем Кабинета министров Украины, Администрации Президента Украины и Верховной Рады. По словам Виктора Бондара, сейчас секретариат Кабмина переходит полностью на систему электронного документооборота, "внедряется штрих-кодировка документов, на рабочих местах устанавливаются сканеры. Уже готов и внедряется очень серьезный программный продукт, позволяющий одновременно регистрировать и бумажные документы, которые вошли в Кабмин, и документы в электронном виде."

С помощью этой части системы в Кабинете министров Украины надеются значительно сократить процесс и время на передачу, согласование, доработку документов, проходящих между центральными органами власти в Украине. Как отметил Виктор Бондар, эти функции позволят эффективно контролировать выполнение поручений Президента Украины и Кабинета Министров. "Система эта уже функционирует в Кабмине, и она анализирует эффективность выполнения принятых решений. Система контролирует прохождение документов: где и на каком уровне они рассматриваются.

После принятия Закона об электронно-цифровой подписи, по мнению Виктора Бондара, через этот веб-портал и систему можно будет получать и оплачивать напрямую многие государственные услуги и производить расчеты.

Здесь стоит отметить, что все вышеописанное пока находится в проектном состоянии и пока не является принятой программой. Г-н Бондар отметил, что "все еще может измениться, но это наше видение реализации поставленной задачи".

По расчетам г-на Бондара, веб-портал исполнительной власти в Украине должен быть окончательно построен в 2004, и на весь производственный процесс потребуется минимум $6,2 млн. Этих денег, по словам Виктора Бондара, должно хватить на создание типового решения.

Другой документ, который сейчас рождается, более общего характера. Это декларация украинского правительства о том, что Украина вступает в эру электронного правительства. В соответствии с этим документом до 2007 года правительство собирается реализовать в интернете систему подачи полной информации обо всех государственных сервисах, услугах и информационных материалах.

Третий документ, который сейчас разрабатывается в правительстве - о создании межведомственной рабочей группы, которая создается под совместный проект со Всемирным банком. По словам Виктора Бондара, основная нагрузка, которая ляжет на эту рабочую группу, будет заключаться в "координации государственных органов с интернетом". Но главная задача этой группы - работа со Всемирным банком с целью получения кредита, который "позволит столкнуть ситуацию с мертвой точки".

Четвертый документ, Закон об электронно-цифровой подписи. Несмотря на то, что этот законопроект уже внесен в ВР и даже принят в первом чтении, по его поводу продолжаются согласования, споры и дискуссии между многими заинтересованными органами. По словам Виктора Бондара, не исключено, что этот законопроект в последней своей версии будет выставлен на общественное обсуждение на сайте Кабинета Министров Украины.

"Документы сейчас утверждаются в очень тяжелой борьбе. Многие понимают, что принятие такого документа заставит в течение полугода хотя бы структурировать информацию о своей деятельности и собрать ее в электронном виде (а я скажу, что это очень непросто - прим. В.Б.)."

Но как надеется Виктор Бондар, в ближайшие два-три месяца нормативные акты все-таки будут приняты.

По материалам Ain.com.ua