В МФТИ создали всепогодное зрение для беспилотных автомобилей
Ученые МФТИ в составе международной группы ученых разработали систему обработки данных 4D-радаров для беспилотников. RadarSFEMOS определяет расположение и движение объектов с большой точностью даже в сложных погодных условиях, где камеры и лидары слепнут: в дождь, снег и туман. В будущем технологию планируют интегрировать в отечественные беспилотные грузовики, а также в городские такси. Исследование опубликовано в международном научном журнале IEEE Robotics and Automation Letters. Об этом CNews сообщили представители МФТИ.
Современный беспилотный транспорт для ориентации в пространстве полагается на лидары и камеры, которые теряют зрение в ливень и снегопад. Радары видят сквозь непогоду, но их применение ограничено из-за большого количества шумов, артефактов и высокой разреженности данных. Дополнительная проблема – отсутствие дорогостоящей разметки для обучения нейросетей.
Особую сложность представляют сегментация движения и определение потока сцены: движение беспилотного автомобиля часто смешивается с перемещением объектов вокруг, что усложняет вычисление вектора скорости для каждой точки в пространстве.
Ученые из МФТИ разработали инновационную самообучающуюся систему RadarSFEMOS, которая не только очищает данные от шума, но и определяет направление и скорость движения объектов в окружающей среде. Определение направления при этом происходит без специальной разметки и данных одометрии (данных о движении транспорта со спидометра и GPS систем). Чтобы достичь такого результата, ученые совместили сразу несколько решений:
Устранение помех. Диффузионная модель шумоподавления, работающая на основе новых алгоритмов, за считанные миллисекунды очищает радарные данные, увеличивая точность наблюдений.
Работа в сложных условиях. Трансформерный анализатор с адаптивной архитектурой способен идентифицировать объекты при экстремально низкой плотности данных — 5-10 точек на квадратный метр. Для сравнения: чтобы достигнуть такой же точности, традиционные лидарные системы требуют минимум 100 точек на той же площади.
Идентификация движения. Алгоритм определяет движение самого автомобиля и на основе данных радара и модели прогнозирования исключает его из расчетов. Это позволяет выделить только движение окружающих объектов. Дополнительно 4D-радар измеряет радиальную скорость — то есть скорость движения объекта к автомобилю и от него. Все это позволяет преодолеть ограничения радарных систем, обеспечивая беспрецедентную точность восприятия окружающей среды.
Как российские компании снижают риски зависимости от одного облачного провайдера?

Самообучение. Благодаря внедрению искусственного интеллекта, система не требует ручной разметки данных, а по ходу накопления данных постепенно учится отличать шумы от реального движения и улучшает точность.
Система анализирует два последовательных кадра с 4D-радара (разреженные точки в пространстве) и одновременно определяет движение всех объектов и классифицирует объекты на движущиеся и неподвижные.
«Наша система определяет движение объектов вокруг автомобиля и разделяет их на движущиеся и статичные, а также делает это в любых погодных условиях. Это как если бы беспилотник получил шестое чувство. Это не просто научная статья, алгоритм уже сегодня готов к работе на серийных радарах, которые в 50 раз дешевле лидаров», — сказал Степан Андреев, директор НТЦ телекоммуникаций МФТИ.

Экспериментальные испытания на стандартных датасетах View-of-Delft (VoD) и TJ4DRadSet подтвердили преимущества разработки по сравнению с аналогами. С применением RadarSFEMOS ложные срабатывания на «фантомные» объекты сократились в несколько раз, а точность определения положения объектов повысилась до 89%.
В ближайшее время ученые планируют адаптировать систему для более сложных динамических сценариев и предсказывать траектории движения с большей точностью. Новая технология позволит повысить безопасность и надежность беспилотных систем в любых погодных условиях.