Разделы

Безопасность Новости поставщиков Пользователю Стратегия безопасности Телеком Мобильная связь

Kaspersky Who Calls: в 2024 г. больше половины пользователей столкнулись с телефонным мошенничеством

По данным Kaspersky Who Calls, в 2024 г. доля российских пользователей, которые столкнулись со звонками с подозрением на мошенничество с неизвестных номеров, выросла на 18 процентных пунктов по сравнению с 2023 г. и составила 61%. Различные спам-звонки в 2024 г. получали больше 90% пользователей. Эксперты по кибербезопасности отмечают, что легенды злоумышленников постоянно эволюционируют и становятся все более сложными. Об этом CNews сообщили представители «Лаборатории Касперского».

Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения Kaspersky Who Calls за 2024 и 2023 гг.

«В конце прошлого года злоумышленники стали использовать новые легенды: в первом звонке они представляются сотрудниками организаций из сферы ЖКХ и просят назвать не связанную с финансами информацию, например продиктовать показания счетчиков. Если жертва продолжила общение со звонящими, обычно ее уведомляют о необходимости замены счетчиков, на которую якобы надо записаться, используя одноразовый код от личного кабинета информационной системы. Таким образом злоумышленники получают доступ к аккаунту жертвы и запрашивают от ее имени какую-либо справку, которая не требует дополнительного подтверждения. В дальнейшем мошенники связываются с жертвой уже через несколько дней, в этот раз представляясь регуляторами. Они сообщают о взломе личного кабинета, пугают информацией об оформленном на пользователя кредите и просят оказать содействие. В дальнейшем схема развивается традиционно: злоумышленники вынуждают жертву подтвердить транзакцию, снять и передать им средства, привязать новое устройство к банковской системе или получить доступ к онлайн-банку, чтобы в дальнейшем украсть деньги жертвы», — сказал Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского».

Среди других приемов телефонных мошенников, которые остаются актуальными в 2025 г., эксперты отмечают многоступенчатые атаки с предварительной перепиской с потенциальной жертвой в мессенджерах; рассылку зловредных программ, например троянцев с функцией удаленного доступа под видом полезных приложений; использование предзаписанных голосовых дипфейков; звонки с иностранных номеров, которые человек может принять за региональные.

Для защиты от актуальных угроз в решении Kaspersky Who Calls появилась новая функциональность: теперь пользователи смогут получать уведомление, если звонок идет не из их страны. Обновление доступно в премиум-версии решения для Android начиная с версии 1.59.0.204. Чтобы им воспользоваться, необходимо зайти в «Настройки» — «Входящие вызовы» — «Блокируемые категории» и выбрать «Иностранные номера».

Полностью избавиться от зависимости от иностранного ПО до сих пор не удалось
импортонезависимость

«В ответ на усложнение схем телефонных мошенников мы совершенствуем свое решение для защиты от нежелательных звонков, в том числе ориентируемся на обратную связь от самих клиентов Kaspersky Who Calls. Так появилась новая функциональность с уведомлением, если звонок идет из другой страны», — сказала Марина Титова, руководитель отдела маркетинга и развития потребительского бизнеса в «Лаборатории Касперского».

Для защиты от телефонного мошенничества специалисты по кибербезопасности рекомендуют никому не передавать конфиденциальные данные: пароли и логины от учетных записей в сервисах, коды из SMS и push-уведомлений, при малейших сомнениях завершать телефонный разговор и не перезванивать на номер, с которого поступил подозрительный звонок. Важно использовать специальные решения — определители номеров, которые подскажут, поступали ли на входящий номер жалобы на спам или мошенничество.