Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Жизнь после РАО ЕЭС: энергетики дают ИТ-прогнозы

Круглый стол, проведенный CNews Analytics и CNews Conferences по теме "ИКТ в энергетике: сценарии развития", ставил задачу определить – как будет происходить информатизация сектора после завершения реформы РАО ЕЭС и прекращения существования этой структуры. В мероприятии приняли участие представители российских энергопредприятий, а также поставщики ИТ и телекоммуникационных решений для отрасли.

Вячеслав Максимов: Рыночная конкуренция только усилит требования к ИТ

На вопросы CNews ответил Вячеслав Максимов, руководитель направления решений для энергетики компании "Крок".

CNews: Что изменится после реструктуризации РАО ЕЭС? Как это отразится на вашем бизнесе?

Вячеслав Максимов: По моему мнению, реструктуризация РАО ЕЭС подошла к своей финальной стадии, и есть ощущение, что сейчас мы уже работаем в новых условиях. Для нашего бизнеса реструктуризация открыла новые горизонты - собственники энергетических компаний будут целенаправленно повышать эффективность деятельности, что в современных условиях требует высокого уровня автоматизации всех производственных и бизнес-процессов.

CNews: Как вы считаете, насколько серьезной станет проблема отсутствия единых стандартов на информационные системы для энергетических предприятий?

Вячеслав Максимов: Несомненно, отсутствие единых стандартов на информационные системы для энергетических предприятий - это одна из серьезных проблем. Сегодня наиболее актуальным вопросом является стандартизация информационного обмена между субъектами рынка (потребителями, генерирующими и сетевыми компаниями) и регулирующими органами (Системным оператором, НП АТС). Ситуация осложняется тем, что координирующего органа, который бы взял бы на себя ответственность за выработку единых правил, пока нет. Одним из выходов может быть использование уже разработанных международных стандартов (например, стандартов МЭК серии 61970/61968 касающихся CIM-модели), которые применяются во всем мире и поддерживаются существующим ПО.

CNews: Кто, на ваш взгляд, должен заниматься стандартизацией в этой отрасли?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Вячеслав Максимов: Могу только привести опыт других стран, где это регламентируется законодательно, но оперативную деятельность координирует и направляет системный оператор.

CNews: Как будет развиваться новая энергетика в условиях смены владельцев и рыночной конкуренции? Не станут ли ИТ неприоритетным направлением развития?

Вячеслав Максимов: С одной стороны, расходы на ИТ занимают очень небольшую долю общего бюджета любой крупной энергетической компании. В тоже время, правильное применение современных ИТ-решений позволяет сократить расходы на производство, что в абсолютных цифрах может значительно превышать затраты на внедрение этих решений. А рыночная конкуренция только усилит требования к ИТ.

CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, сейчас наиболее важны и нужны для энергетики?

Вячеслав Максимов: Наиболее востребованными, с нашей точки зрения, будут системы управления технологическими процессами, оптимизации производственных процессов, управления производственными активами и ремонтами оборудования, а также диспетчерские и системы автоматизация деятельности на рынке электроэнергии. Только за последнее время компания "Крок" реализовала ряд крупных проектов в этой отрасли. Например, создание корпоративного портала РАО "ЕЭС России", объединившего основные информационные ресурсы. Он стал крупнейшим интеграционным порталом в России, реализованным на основе технологий IBM. В начале этого года мы завершили внедрение корпоративной интеграционной транспортной системы (КИТС), унифицирующей средства обмена информацией между диспетчерскими центрами "СО-ЦДУ ЕЭС". В числе наших проектов построение системы сбора и передачи технологической информации Центров управления сетями ФСК ЕЭС. Силами наших специалистов проведена модернизация автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) на Ириклинской, Костромской, Харанорской, Рефтинской, Среденеуральской ГРЭС. В ОГК-5 внедрена первая на российском рынке энергетики автоматизированная система коммерческой диспетчеризации (АСКД). Она территориально распределена и объединяет все электростанции и центральный офис ОГК-5, обеспечивая сквозное управление деятельностью компании. На Невинномысской ГРЭС создан комплекс сбора и передачи телемеханической информации (АСТУ). Модернизирована система телемеханики и связи (СТМ и С) на Рефтинской и Среднеуральской ГРЭС. В ОГК-6 поставлены программно-аппаратные средства и создана ИТ-инфраструктура в административных зданиях предприятия.