Разделы

Интернет Веб-сервисы

"Яндекс" станет прибыльным к 2003 году

31 июля cостоялась пресс-конференция, посвященная прошедшему за день до этого совету директоров компании "Яндекс". На заседании совета директоров были подведены итоги первого полугодия 2001 года. В этом году компания рассчитывает получить доход от рекламы в размере 1.1 млн. долл., а также бартер на сумму около 1 млн. долл. На данный момент расходы компании превышают доходы примерно в полтора раза. Инвесторы "Яндекса" надеются, что компания станет прибыльной к 2003 г. Как заявил на пресс-конференции генеральный директор компании Аркадий Волож, имеющийся уровень доходов уже достаточен для самоокупаемости компании, однако руководство предпочитает "вкладывать средства в новые технологии, рекламу и развитие новых сервисов".

Совет директоров решил направить дополнительные инвестиции на поддержку новых маркетинговых инициатив компании и увеличение продаж. Г-н Волож заявил, что маркетинговая стратегия компании привела к значительному росту доходов. За первое полугодие 2001 года продажи выросли на 96% относительно того же периода 2000 года. По словам г-на Воложа, "Яндекс" параллельно сумел сократить свои расходы в первом полугодии на 40%.

От читателей РБК поступает много просьб рассказать подробнее о деятельности компании. Комментарии дает главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская.

РБК: Как "Яндекс" зарабатывает деньги? Только на рекламе, или у Вас есть и другие бизнес-модели?

Е.К.: Основные доходы мы получаем от рекламы. Но от рекламы в широком смысле. То есть, если мы сделали под акцию "Чистая энергия" сайт, то это - реклама. Дело даже не в том, что мы сайт "изготовили". Дело в том, что мы его, во-первых, придумали. Во-вторых, на этот сайт, имея под рукой Яндекс, мы умеем направлять нужную аудиторию. Это мы и называем рекламой: направить тот поток, который "интересен" конкретному сайту на этот сайт. Способы здесь разные. Например, контекстная реклама на том же Яндексе. Люди, которые в поиске задавали, допустим, конкретный вид спорта, получали рекламу товаров, с ним связанных. Или рекламу мероприятий, событий и т.п. Так, мы собрали сайты, посвященные рекламе экстремальных видов спорта и на них разместили анонсы конкретных событий. В некотором роде, это модель Яндекс-медиа. Есть наша аудитория и есть люди, которые хотели бы сделать какое-то сообщение. Мы отбираем именно тех, кому данное сообщение может быть нужным.

РБК: Оборот рынка интернет-рекламы оценивается в 10-15 млн долл. - прогноз на текущий год. Вы заявляете, что ваши доходы составят около 10% оборота. Насколько, на ваш взгляд, эта оценка объективна?

Е.К.: Что такое оборот? То, что тратится на рекламу. На площадки, на которых она размещается. На изготовление, умение и пр. Наверное, в таком контексте доходы и оборот близки друг другу. А с учетом той функции, которую наш портал выполняет в интернете, названные цифры не должны вызывать удивления.

РБК: Могли бы назвать наиболее крупных ваших рекламодателей?

Е.К.: Последнюю крупную рекламную компанию заказал "Нескафе". Договор с ними был заключен на 50 тыс. долл. Но не вся сумма была уплачена "живыми" деньгами. Часть - что называется "кросс-промоушн". Мы были их информационными спонсорами на ТВ. Но большая часть была деньгами. В число крупнейших рекламодателей входят "Стиморол", "Свисс Эйр". Планируем рекламную кампанию отеля "Балчуг".

РБК: Ваш рекламный бизнес опирается в основном на крупных клиентов, готовых отдать за рекламную кампанию 30-40 тыс. долл.?

Е.К.: Если рекламодатель принесет нам тысяч 30-40-50 долл., мы будем рады. Но помимо этого у нас есть много "маленьких" клиентов, доля которых составляет не меньше трети. Они отдают нам заказы, условно говоря, на 100-200 долл. Мы проводим для них небольшие, но "прицельные" кампании. Допустим, если клиент продает дрова, его предложение будет показываться тем нашим посетителям, кому интересны именно дрова. Объявления будут показываться не очень часто, зато очень точно. Стоимость минимальной рекламной кампании у нас 100 долл. Но сейчас мы запускаем проект "Яндекс-директ", который позволит снизить эту сумму, и рассчитываем, что он будет востребован мелким бизнесом и частными лицами. Например, теми, кто дает объявления в "Экстра М". Минимальная кампания 10 долл., а стоимость 1000 показов - 20 долл. (для справки: стоимость строчных объявлений в газете "Экстра М" составляет 602 руб. или 20,5 долл. за первую строчку и 357 руб. или 12,2 долл. за каждую последующую; заявленный тираж "Экстра М" 3 млн экз. - РБК.).

РБК: В этой связи уместен вопрос о расходах и, соответственно, о прибыли?

Е.К.: Выход "в ноль" мы планируем осуществить в 2003 году. Буквально на днях у нас состоялся Совет директоров, где была подтверждена ориентация не на получение прибыли, а на закрепление лидирующего положения компании. Условно говоря, директора заинтересованы не в доходах, а в том, чтобы "Яндекс" оставался лидером как в сфере технологий, так и в головах людей.

РБК: Не могли бы вы рассказать немного конкретнее о структуре ваших расходов?

Е.К.: Большую часть расходов у нас занимает "железо" и траффик. Расходы на оффлайн-рекламу у нас достаточно велики, но они производятся некоторыми всплесками. Поэтому на протяжении года рекламные траты, вероятно, сопоставимы с расходами на "железо" и траффик.

С другой стороны, если нам придется на чем-то экономить, то снижать расходы на аппаратное обеспечение и поддержку сервисов можно лишь оптимизируя наши проекты, как это, кстати говоря, сейчас и происходит. А без рекламы мы прожить сможем.

РБК: Насколько сейчас ваши расходы превышают ваши доходы?

Е.К.: Хороший вопрос. К сожалению, точной цифры я вам назвать не могу, но ориентировочно - в полтора раза. Хочу заметить, что в прошлом году это соотношение было больше, но в начале года мы сумели процентов на сорок сократить наши расходы. К тому же, у нас увеличились объемы продаж.

РБК: К вопросу о лидерстве. "Яндекс" воспринимается в первую очередь как поисковая машина. У вас есть еще какие-то сервисы, которые будут способны занять доминирующее положение в интернете?

Е.К.: Все сервисы, которые находятся на нашем портале, сделаны нами. Другое дело, что сделать очень оригинальную web-почту сложно. Возможно, это наш сервис ничем не хуже других, но, признаю, и ничем принципиально не лучше. В этой сфере вообще трудно придумать что-то революционное. Остаются "мелочи", вроде скорости, надежности, удобства...

Еще мы предлагаем web-хостинг, причем сайты на "Яндексе" можно создавать, не зная HTML. Но все-таки основное внимание мы уделяем совершенствованию технологий поиска. По сути, с ростом интернета происходит соревнование творцов поисковых машин.

РБК: Насколько оправданным Вы считаете развитие бесплатных сервисов, ведь их поддержка увеличивает ваши издержки?

Е.К.: Мы считаем, что наши сервисы органично дополняют друг друга: кому-то поиск нужен не каждый день, а почта нужна ежедневно. Кому-то необходим хостинг, кому-то - общение в чатах и на конференциях. Мы считаем важным все это предоставить. Когда мы задумывали стратегию "Яндекса" как портала, мы определили, что портал - это критическая масса пользователей и критическая масса сервисов.

РБК: Планируете ли вы привлекать к своему проекту новых стратегических инвесторов?

Е.К.: Необходимости в новых инвесторах у нас сейчас нет. Денег пока хватает, и мы развиваемся. Но не исключено, что на российский интернет-рынок могут прийти крупные игроки. В такой ситуации, вероятно, придется всерьез думать об инвестициях, причем на более высоком уровне.

Скажем так: мы к инвесторам относимся хорошо, но пока не занимаемся их активным поиском. Слава Богу, нет такой необходимости. Более того, у нас нет такого ощущения, что если у нас было в два раза больше денег, мы бы работали в два раза лучше.

РБК: То есть проблема повышения прозрачности компании вас пока не очень занимает? И завоевывать доверие потенциальных инвесторов с помощью таких приемов, как публикация финансовой отчетности, ее аудит, в том числе по международным стандартам, вы пока не собираетесь?

Е.К.: Аудит отчетности мы проводим регулярно. Это нужно прежде всего для нас самих. Но мы пока не публичная компания, и публиковать отчеты нам незачем. Аудит мы проводим как по российским стандартам бухучета, так и по международным, привлекая компании из "большой пятерки".



То, что "Яндекс", "чистая интернет-компания", не имеющая отношения к реальным секторам экономики, показывает положительную динамику развития, не может не радовать. Это свидетельствует о том, что кризис интернет-отрасли если и не окончательно преодолен, то, хотя бы, прошел свое "дно". По крайней мере, интернет-порталам, не имеющим четко определенной целевой аудитории, таким как "Яндекс" или "Рамблер", становится легче дышать. Сбудутся ли прогнозы "Яндекса", и смогут ли российские "дот-комы" стать самоокупаемыми через несколько лет, - покажет время.

Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"
Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость