В2С в России: полный текст исследования CNA и НАУЭТ
CNews Analytics и НАУЭТ реализовали совместный проект, направленный на повышение степени доверия в электронной торговле. Главной его целью стало выявление лучших информационных ресурсов в сегменте B2C и построение рейтингов веб-сайтов в сфере электронной коммерции и торговли для 10 товарных групп. Эта работа стала первым в России масштабным исследованием интернет-магазинов, а так же веб-сайтов, ориентированных на продвижение товаров и услуг.Особенности онлайновой торговли для отдельных товарных групп
В настоящее время стало ясно, что часть товаров в большей степени подходит для интернет-торговли, другие - в меньшей.
Очевидно, что в наибольшей степени для интернет-торговли приемлемы товары, торговый цикл которых может быть полностью осуществлен через Сеть, начиная от рекламы и ознакомления с потребительскими свойствами товара и заканчивая заказом, оплатой, доставкой и непосредственно потреблением. К данной категории относятся такие группы, как программное обеспечение, МP3, фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент, который может быть полностью реализован через интернет.
Что касается других товаров, то это - компьютеры и комплектующие, бытовая техника, электроника, туризм и бронирование билетов, развлекательные мероприятия, товары для дома, дачи и др.
Результаты исследования позволили сравнить отдельные группы товаров, реализуемых через канал онлайновой торговли по следующим показателям:
- среднее количество выполненных заказов в день;
- средняя стоимость заказа по товарной группе;
- средний коэффициент конверсии по товарной группе.
Итоговые данные по этим показателям представлены в нескольких таблицах.
Среднее количество выполненных заказов в день по товарной группе
Товарная группа | Среднее количество покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине, в день |
|
1 | Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS | 468,5 |
2 | Билеты на культурные мероприятия | 110 |
3 | Программное обеспечение | 77 |
4 | Компьютерное оборудование и комплектующие | 49,1 |
5 | Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада |
37,6 |
6 | Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы | 22,7 |
7 | Товары по уходу, косметика, парфюмерия | 22,7 |
8 | Спортивные товары | 17,26 |
9 | Бытовая техника и электроника | 14,5 |
10 | Автомобили и запчасти | 2,94 |
Источник: НАУЭТ и CNews Analytics
По показателю среднего количества покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине в день лидирует товарная группа “Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS” (468 в день), при этом средняя стоимость заказа в этой товарной группе составила всего 130 руб.
Значительное количество покупок по сравнению с другими товарными группами совершается в категории “Билеты на культурные мероприятия ” (110 в день). При этом, средняя стоимость заказа в этой товарной группе значительно выше, и составляет 1200 руб.
Показатель среднего количества выполненных заказов в день позволяет оценить качество организации логистики (прием заказов, доставка товаров, складирование и др.). Очевидно, что совершенная система логистики, снижающая расходы на один заказ, будет иметь конкурентное преимущество в данной товарной группе.
Действительно, многие компании, открывшие свои торговые сайты в интернете, столкнулись с проблемой доставки заказов, что заставило их обращаться к услугам почты, либо создавать свои службы логистики, чтобы сокращать запасы и приспосабливать продукты к индивидуальным потребностям покупателей, т.е. персонализировать их. Кроме того, многие организации снова вынуждены вернуться к использованию своих собственных складов, от которых они в свое время отказались в пользу крупных распределительных оптовых терминалов.
Средняя стоимость заказа по товарной группе
Товарная группа | Средняя стоимость одной покупки (выполненного заказа), тыс.руб. |
|
1 | Автомобили и запчасти | 49 |
2 | Бытовая техника и электроника | 19 |
3 | Компьютерное оборудование и комплектующие | 14 |
4 | Строительные материалы, инструмент | 11,2 |
5 | Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы | 8,3 |
6 | Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада |
7,3 |
7 | Спортивные товары | 5,3 |
8 | Программное обеспечение | 3,6 |
9 | Билеты на культурные мероприятия | 1,2 |
10 | Товары по уходу, косметика, парфюмерия | 0,72 |
Источник: НАУЭТ и CNews Analytics
По средней стоимости заказа в товарной группе лидируют “Автомобили и запчасти”, что объясняется тем, что в рейтинге интернет-магазинов присутствуют сайты крупных автодилеров, а также магазинов, специализирующиеся на продаже шин и дисков, а также специфических, нишевых товаров, в частности машин с правым рулем (www.prar.ru, www.tron.ru).
Сравнительный анализ данных средней стоимости заказа в товарной группе с аналогичным показателем в интернет-магазинах США, приведенными ниже в таблице, показывает, что в целом, несмотря на отставание в разы, по некоторым товарным группам (компьютеры, бытовая электроника) они сопоставимы.
Средняя стоимость покупки в интернет-магазинах США в 2004 году
Товарная группа | Средняя стоимость одной покупки (выполненного заказа), $ |
|
1 | Компьютерное оборудование | 584 |
2 | Билеты на различные мероприятия | 122 |
3 | Автомобильные товары | 119 |
4 | Офисные товары | 102 |
5 | Бытовая электроника | 99 |
6 | Товары для ухода за детьми | 86 |
7 | Спортивные товары | 74 |
8 | Дом и сад | 70 |
9 | Обувь | 53 |
10 | Цветы и подарки | 52 |
11 | Программное обеспечение | 47 |
12 | Ювелирные изделия и часы | 46 |
13 | Здоровье/красота | 46 |
14 | Оборудование для дома | 45 |
15 | Игрушки, игры и хобби | 40 |
Источник: Nielsen//NetRatings
Эффективность интернет-торговли для отдельных товарных групп можно оценить по показателю конверсии, который показывает в процентах сколько человек, зашедших на сайт, совершило покупки в данном магазине или розничной сети.
Средний коэффициент конверсии по товарной группе
Товарная группа | Средний коэффициент конверсии, % |
|
1 | Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада |
10,62 |
2 | Товары по уходу, косметика, парфюмерия | 7,23 |
3 | Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS | 7,11 |
4 | Билеты на культурные мероприятия | 5,73 |
5 | Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы | 4,52 |
6 | Компьютерное оборудование и комплектующие | 2,78 |
7 | Спортивные товары | 1,46 |
8 | Программное обеспечение | 1,45 |
9 | Строительные материалы, инструмент | 1,22 |
10 | Бытовая техника и электроника | 0,91 |
Источник: НАУЭТ и CNews Analytics
Наиболее предпочтительной товарной категорией, с позиции эффективности использования интернет-сайта, является “Товары и оборудование для дома и сада”. В среднем, каждый десятый посетитель интернет-магазинов в данной категории совершает покупку.
Достаточно эффективными являются также интернет-магазины, работающие с “Товарами по уходу, косметикой, парфюмерией” и “Книгами, газетами, журналами, СD, DVD, VHS”. Более 7% посетителей интернет-магазина затем отовариваются.
Низкий коэффициент конверсии для онлайновой торговли в такой популярной товарной категории, как “Бытовая техника и электроника”, может объясняться тем, что достаточно большой процент посетителей сайтов использует их в основной для ознакомления и изучения потребительских свойств, а покупку совершает в другом месте.
Сравнительный анализ средних коэффициентов конверсии с аналогичным показателем по интернет-магазинам США, приведенными ниже в таблице, показывает, что в целом они сопоставимы, хотя, отечественные онлайновые магазины пока отстают.