Разделы

Интернет Веб-сервисы

В2С в России: полный текст исследования CNA и НАУЭТ

CNews Analytics и НАУЭТ реализовали совместный проект, направленный на повышение степени доверия в электронной торговле. Главной его целью стало выявление лучших информационных ресурсов в сегменте B2C и построение рейтингов веб-сайтов в сфере электронной коммерции и торговли для 10 товарных групп. Эта работа стала первым в России масштабным исследованием интернет-магазинов, а так же веб-сайтов, ориентированных на продвижение товаров и услуг.

Особенности онлайновой торговли для отдельных товарных групп

В настоящее время стало ясно, что часть товаров в большей степени подходит для интернет-торговли, другие - в меньшей.

Очевидно, что в наибольшей степени для интернет-торговли приемлемы товары, торговый цикл которых может быть полностью осуществлен через Сеть, начиная от рекламы и ознакомления с потребительскими свойствами товара и заканчивая заказом, оплатой, доставкой и непосредственно потреблением. К данной категории относятся такие группы, как программное обеспечение, МP3, фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент, который может быть полностью реализован через интернет.

Что касается других товаров, то это - компьютеры и комплектующие, бытовая техника, электроника, туризм и бронирование билетов, развлекательные мероприятия, товары для дома, дачи и др.

Результаты исследования позволили сравнить отдельные группы товаров, реализуемых через канал онлайновой торговли по следующим показателям:

  • среднее количество выполненных заказов в день;
  • средняя стоимость заказа по товарной группе;
  • средний коэффициент конверсии по товарной группе.

Итоговые данные по этим показателям представлены в нескольких таблицах.

Среднее количество выполненных заказов в день по товарной группе

Товарная группа Среднее количество покупок (выполненных
заказов) в интернет-магазине, в день
1 Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS 468,5
2 Билеты на культурные мероприятия 110
3 Программное обеспечение 77
4 Компьютерное оборудование и комплектующие 49,1
5 Товары и оборудование для дома (мебель,
предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая
химия, посуда) и сада
37,6
6 Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы 22,7
7 Товары по уходу, косметика, парфюмерия 22,7
8 Спортивные товары 17,26
9 Бытовая техника и электроника 14,5
10 Автомобили и запчасти 2,94

Источник: НАУЭТ и CNews Analytics

По показателю среднего количества покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине в день лидирует товарная группа “Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS” (468 в день), при этом средняя стоимость заказа в этой товарной группе составила всего 130 руб.

Значительное количество покупок по сравнению с другими товарными группами совершается в категории “Билеты на культурные мероприятия ” (110 в день). При этом, средняя стоимость заказа в этой товарной группе значительно выше, и составляет 1200 руб.

Показатель среднего количества выполненных заказов в день позволяет оценить качество организации логистики (прием заказов, доставка товаров, складирование и др.). Очевидно, что совершенная система логистики, снижающая расходы на один заказ, будет иметь конкурентное преимущество в данной товарной группе.

Действительно, многие компании, открывшие свои торговые сайты в интернете, столкнулись с проблемой доставки заказов, что заставило их обращаться к услугам почты, либо создавать свои службы логистики, чтобы сокращать запасы и приспосабливать продукты к индивидуальным потребностям покупателей, т.е. персонализировать их. Кроме того, многие организации снова вынуждены вернуться к использованию своих собственных складов, от которых они в свое время отказались в пользу крупных распределительных оптовых терминалов.

Средняя стоимость заказа по товарной группе

Товарная группа Средняя стоимость одной покупки
(выполненного заказа), тыс.руб.
1 Автомобили и запчасти 49
2 Бытовая техника и электроника 19
3 Компьютерное оборудование и комплектующие 14
4 Строительные материалы, инструмент 11,2
5 Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы 8,3
6 Товары и оборудование для дома
(мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары,
бытовая химия, посуда) и сада
7,3
7 Спортивные товары 5,3
8 Программное обеспечение 3,6
9 Билеты на культурные мероприятия 1,2
10 Товары по уходу, косметика, парфюмерия 0,72

Источник: НАУЭТ и CNews Analytics

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

По средней стоимости заказа в товарной группе лидируют “Автомобили и запчасти”, что объясняется тем, что в рейтинге интернет-магазинов присутствуют сайты крупных автодилеров, а также магазинов, специализирующиеся на продаже шин и дисков, а также специфических, нишевых товаров, в частности машин с правым рулем (www.prar.ru, www.tron.ru).

Сравнительный анализ данных средней стоимости заказа в товарной группе с аналогичным показателем в интернет-магазинах США, приведенными ниже в таблице, показывает, что в целом, несмотря на отставание в разы, по некоторым товарным группам (компьютеры, бытовая электроника) они сопоставимы.

Средняя стоимость покупки в интернет-магазинах США в 2004 году

Товарная группа Средняя стоимость одной покупки
(выполненного заказа), $
1 Компьютерное оборудование 584
2 Билеты на различные мероприятия 122
3 Автомобильные товары 119
4 Офисные товары 102
5 Бытовая электроника 99
6 Товары для ухода за детьми 86
7 Спортивные товары 74
8 Дом и сад 70
9 Обувь 53
10 Цветы и подарки 52
11 Программное обеспечение 47
12 Ювелирные изделия и часы 46
13 Здоровье/красота 46
14 Оборудование для дома 45
15 Игрушки, игры и хобби 40

Источник: Nielsen//NetRatings

Эффективность интернет-торговли для отдельных товарных групп можно оценить по показателю конверсии, который показывает в процентах сколько человек, зашедших на сайт, совершило покупки в данном магазине или розничной сети.

Средний коэффициент конверсии по товарной группе

Товарная группа Средний коэффициент
конверсии, %
1 Товары и оборудование для дома (мебель,
предметы интерьера, хозяйственные товары,
бытовая химия, посуда) и сада
10,62
2 Товары по уходу, косметика, парфюмерия 7,23
3 Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS 7,11
4 Билеты на культурные мероприятия 5,73
5 Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы 4,52
6 Компьютерное оборудование и комплектующие 2,78
7 Спортивные товары 1,46
8 Программное обеспечение 1,45
9 Строительные материалы, инструмент 1,22
10 Бытовая техника и электроника 0,91

Источник: НАУЭТ и CNews Analytics

Наиболее предпочтительной товарной категорией, с позиции эффективности использования интернет-сайта, является “Товары и оборудование для дома и сада”. В среднем, каждый десятый посетитель интернет-магазинов в данной категории совершает покупку.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Достаточно эффективными являются также интернет-магазины, работающие с “Товарами по уходу, косметикой, парфюмерией” и “Книгами, газетами, журналами, СD, DVD, VHS”. Более 7% посетителей интернет-магазина затем отовариваются.

Низкий коэффициент конверсии для онлайновой торговли в такой популярной товарной категории, как “Бытовая техника и электроника”, может объясняться тем, что достаточно большой процент посетителей сайтов использует их в основной для ознакомления и изучения потребительских свойств, а покупку совершает в другом месте.

Сравнительный анализ средних коэффициентов конверсии с аналогичным показателем по интернет-магазинам США, приведенными ниже в таблице, показывает, что в целом они сопоставимы, хотя, отечественные онлайновые магазины пока отстают.