Связь: OSS/BSS - следующая остановка после биллинга и CRM
С развитием телекоммуникационных систем все чаще возникают случаи мошенничества. Предотвратить возможность несанкционированного доступа к ресурсам оператора связи призваны OSS/BSS системы. Внедрение решений этого класса позволяет повысить и другие показатели эффективности бизнеса, особенно в случае тесной интеграции с такими элементами корпоративной информационной системы как CRM, HelpDesk и т.д.Требования рынка
OSS/BSS системы (Operations Support Systems/Business Support Systems системы поддержки операций/системы поддержки бизнеса) предназначены для комплексного управления телекоммуникационными ресурсами предприятия. Изначально подобные решения были всецело направлены на эксплуатационную поддержку телекоммуникационных сетей. Сейчас подобные
С развитием отрасли связи решающим фактором в конкурентной борьбе между операторами стали сервисы, которые они могут предоставить. Именно поэтому оперативность и качество услуг приобретают новое значение. В результате функциональность систем эксплуатационной поддержки телекоммуникационных сетей значительно расширилась, и появился новый класс
В последнее время OSS/BSS решения получили широкое распространение и в других отраслях, но доминирующее количество внедрений систем этого класса приходится именно на компании телекома. Учитывая роль телекоммуникационных сетей в бизнесе современного оператора, становится ясно, что их эффективная эксплуатация одна из наиболее важных задач.
Иван Буданов: В России востребованы решения, нацеленные на сокращение потерь доходов ![]() Комментарий по теме для CNews дал Иван Буданов, ведущий эксперт отделения по работе с телекоммуникационными компаниям, IBS. CNews: В каком случае руководству компании необходимо принять решение о внедрении систем класса OSS/BSS? Иван Буданов: Уровень дохода оператора связи напрямую зависит от эффективности эксплуатации сети и возможности быстро реагировать на постоянно меняющийся спрос. Здесь на выручку приходят системы OSS/BSS, которые позволяют добиться большей гибкости при развертывании новых услуг. Как правило, подобные системы ориентированы на получение результата в средне- или долгосрочной перспективе, и основным критерием при выборе того или иного решения Как показывает практика IBS, сейчас на российском рынке наиболее востребованы решения класса Revenue Assurance, нацеленные на сокращение потерь доходов. Системы гарантирования доходов (Revenue Assurance), которые, как правило, внедряются совместно с Fraud Management, дают оператору четкое представление о процессах, происходящих по всей цепочке получения доходов от коммутационного оборудования до контроля оплаты выставленных счетов. Благодаря проведению мониторинга этих процессов, оператор получает возможность оперативно выявлять и устранять сбои, потери и искажения информации зачастую, еще до того, как они приведут к необратимому снижению доходов. CNews: Как Вы оцениваете состояние российского рынка OSS/BSS решений? Каковы его основные тенденции? Иван Буданов: Состояние современного российского рынка OSS/BSS решений определяется, прежде всего, тем, что развитие операторов связи опережает развитие На сегодняшний день основную тенденцию российского рынка решений OSS/BSS можно определить как «осознание комплексности». При этом комплексность внедряемых систем подразумевается как в подходе (от анализа CNews: Спасибо. |
Глеб Березиков: Внедрение «тяжелого» решения средним оператором сравнимо со стрельбой главным калибром по воробьям ![]() Комментарий по теме для CNews дал Глеб Березиков, менеджер по развитию бизнеса направления OSS/BSS компании CTI. CNews: В каком случае руководству компании необходимо принять решение о внедрении систем класса OSS/BSS? Глеб Березиков: Сегодня можно уверенно говорить о том, что OSS/BSS решения перешли из категории абстрактных понятий и набора «модных» словосочетаний в категорию необходимого инструмента для решения ключевых задач, стоящих перед Разделение понятий операционной поддержки и поддержки бизнеса несколько искусственно и определяется, в первую очередь, внутренним «пользователем». «Продавцов», главным образом, интересуют инструменты управления и анализа доходов, технический персонал системы управления инфраструктурой, клиента же уровень сервиса. Сейчас, когда CNews: Как Вы оцениваете состояние российского рынка OSS/BSS решений? Каковы его основные тенденции? Глеб Березиков: В реалиях российского рынка говорить о «коробочном» варианте OSS/BSS решения, включающего в себя все необходимые компоненты от одного поставщика, достаточно сложно, не в силу отсутствия таких решений, а в силу их высокой стоимости и сложностей, связанных с перекраиванием устоявшихся Внедрение «тяжелого» решения средним оператором сравнимо со стрельбой главным калибром по воробьям цель, в конечном итоге, будет достигнута вопрос в том, насколько, в первую очередь, коммерчески (с точки зрения возврата инвестиций) оправдана стоимость «выстрела». Логичный выход из положения строительство OSS/BSS из «кирпичиков» модулей различных производителей, подобранных в соответствии с реальными задачами, спецификой сети и финансовыми возможностями. Таким образом, построение полноценной OSS/BSS системы, вне зависимости от набора поставщиков решений задача комплексная, интеграционная, и от правильного выбора интегратора зависит успех всей затеи.
CNews: Спасибо. |
Потребление OSS/BSS систем в различных отраслях(1 наименьшее потребление, 7 наибольшее)
Современные OSS/BSS системы содержат множество модулей (классов) и подсистем, направленных на решение различных
По оценкам экспертов, несмотря на постоянное совершенствование технологий связи, потери от мошенничества в телекоммуникационных компаниях достигают 310% от общего оборота. Примечательно, что для большинства организаций этот показатель колеблется в пределах 57%. Одним из наиболее важных классов OSS/BSS системы является Fraud Management, что дословно переводится как «управление мошенничеством».
Модуль Fraud Management, предназначенный, в первую очередь, для операторов связи, обеспечивает обнаружение, пресечение и предотвращение случаев несанкционированного доступа к ресурсам оператора. Оснащенная средствами мониторинга для различных типов соединений, система реагирует в случае вызова подозрительного номера, несуществующего пользователя или несанкционированного доступа к услугам.
Средствами Fraud Management строится профиль каждого абонента (частота, длительность звонков, время их совершения, основные направления вызовов и т.д.), после чего система сопоставляет полученные усредненные параметры с текущими и передает документированную аналитику по ситуации с рекомендациями о последующих действиях. Подобное решение позволяет не только оперативно предотвратить все случаи несанкционированного использования ресурсов оператора связи, но и выработать определенный механизм защиты на основе проведенного анализа. Эксперты также отмечают, что тесная интеграция Fraud Management с
Кроме класса Fraud Management, очень большое значение имеет модуль Fault Management & Trouble Ticketing регистрация и управление неисправностями. Решение позволяет эффективно управлять планами работ, а также оптимизировать работу персонала. Сокращение сроков ремонтных работ, которое достигается при его внедрении, позволяет компании работать значительно более оперативно. Принцип действия Trouble Ticketing схож с Fraud Management: собирается и систематизируется информация обо всех возникающих проблемах и неполадках, кроме того, сохраняются данные о способе их устранения и текущем состоянии работ.
С помощью решений класса Fault Management создаются системы для эффективного управления телекоммуникационными ресурсами. Нередко Fault Management интегрируется с Help Desk решениями. По оценкам экспертов, внедрение систем такого класса позволяет существенно уменьшить их TCO (Total Cost Ownership полная стоимость владения).
Помимо перечисленных классов, в современную OSS/BSS систему входит множество других модулей. Это и решения для управления инвентаризацией (Inventory Management), позволяющие автоматизировать планирование пополнения запасов и обеспечить наглядность, строгий контроль и учет одноименных ресурсов телекоммуникационной компании, решения для управления производительностью (Performance Management), предназначенные для оптимизации работы телекоммуникационной сети.
Кроме того, в OSS/BSS решениях имеются модули для управления заказами (Order Management), а также аналитические классы для планирования и развития услуг (Network & Service Provisioning Management)и широко известные
Аналитики различают несколько возможных способов построения OSS/BSS решения на предприятии. Так или иначе, каждый вариант сводится к интеграции различных классов OSS/BSS с другими информационными системами и/или классами. Это может быть Fault management&Trouble ticketing + SLA management + CRM, или Fraud Management + биллинговая система + СRM, а также другие способы. Каждая комбинация обеспечивает решение определенного класса наиболее критичных для заказчика
Хребет для телекома
Рынок поставщиков OSS/BSS систем достаточно динамичен, и на нем присутствует множество игроков. Это как
Тем не менее, для многих крупнейших
Кроме выбора поставщика, большое значение имеет выбор системного интегратора, реализующего проект в компании. Внедрение OSS/BSS достаточно сложный и ресурсоемкий процесс, требующий, помимо существенных капиталовложений, еще и обязательного обучения персонала. К тому же, стоит отметить, что, как и при использовании
Несмотря на все перечисленные сложности и на то, что OSS/BSS система не приносит непосредственных доходов, ее направленность на более эффективную эксплуатацию телекоммуникационных сетей приводит к минимизации издержек и уменьшению, например, такого параметра как недополученная прибыль.
Роман Чернин: Российские альтернативные операторы уже осознают необходимость систем OSS/BSS ![]() Комментарий по теме для CNews дал Роман Чернин, ведущий эксперт направления Naumen Telecom компании NAUMEN. CNews: В каком случае руководству компании необходимо принять решение о внедрении систем класса OSS/BSS? Роман Чернин: Конкуренция на рынке операторов связи, особенно в Москве такова, что уже совершенно недостаточно и невозможно просто предоставлять ту или иную услугу. На первый план выходят вопросы организации бизнес-процессов телеком-оператора, а главное — вопросы взаимодействия с абонентами. Поэтому внедрение решений класса OSS/BSS — это прежде всего процесс построения процессов, осознания их взаимосвязи и влияния. Такое решение дает не просто возможность присутствовать на рынке, но и иметь преимущества над конкурентами. Организация таких служб, как отдел продаж и Service Desk, а также процессов взаимодействия с клиентами, в которых участвуют эти службы, оказывает прямое влияние на удовлетворенность клиентов, а значит и на благосостояние оператора связи. От того, насколько эффективно выстроены внутренние процессы, насколько компания управляема и способна адаптироваться к условиям рынка, зависит возможность роста бизнеса оператора связи. CNews: Как Вы оцениваете состояние российского рынка OSS/BSS решений? Каковы его основные тенденции? Роман Чернин: Мы работает в основном с альтернативными операторами связи, а это обычно средние и небольшие компании. Тем не менее, наряду с крупными операторами связи они тоже осознают необходимость в системах класса OSS/BSS. На российском рынке решений OSS/BSS в основном представлены западные производители, предлагающие как отдельные модули, так и комплексные решения. Компания NAUMEN является одним их немногих российских производителей, способных предложить комплексное решение, включающее модули собственной разработки – Service Desk, CRM, Work Flow, Order Management и Inventory. Эти модули могут быть интегрированы с работающим у оператора биллингом, сторонней CRM-системой или другими приложениями. Говорить о коробочном продукте на рынке OSS/BSS тяжело в силу комплексного характера таких проектов. Тем не менее, опыт более 10 проектов, выполненных нашей компанией для телеком-операторов, позволяет говорить о появлении типовых конфигураций для альтернативных операторов связи, работающих на корпоративном рынке, на рынке потребительских услуг и др. CNews: Спасибо. |
Андрей Рябушкин / CNews