Стал ли интернет бизнес-средой?
Недавний кризис, поразивший индустрию ИТ, особенно больно ударил по тем фирмам, которые в качестве основного направления выбралиМало данных | Много данных | |
Возможности разработчиков | Потребности рынка | Мало пользователей |
Потребности рынка | Потребности рынка | Много пользователей |
Как видно из диаграммы, возможности разработчиков в основном сосредоточились в том секторе, где количество пользователей и объемы данных были малы. В то же время бизнес предъявил спрос на системы, где и то и другое могло бы возрастать практически неограниченно. В итоге спрос и предложение оказались в разных секторах приведенной матрицы, сделав инвестиции в индустрию в большинстве спекулятивными. Итог нам известен расплодившиеся как грибы
Однако, несмотря на весьма болезненный кризис, решения на базе
Любое решение, требующее вложения денег, ценно не фактом своего существования, а тем набором проблем, которые оно способно решить. Поэтому именно в данном контексте мы попытаемся взглянуть на состоящие из сервисов
Наметившиеся в последние годы тенденции роста в российских предприятиях выявили вместе одну вещь расти может только то предприятие, которое имеет для этого необходимые стартовые условия. В противном случае, если рост начинается на предприятии с неподготовленной инфраструктурой, начинают действовать так называемые факторы сдерживания. Эти факторы замедляют, а в конечном счете и вовсе останавливают рост. Базируясь на опыте работы специалистов компании РБК СОФТ, можно определить основные из них:
- Объемы данных достаточно велики, чтобы обрабатываться вручную.
- Данные хранятся в различных источниках и форматах.
- Данные многократно дублируются в различных документах, которые противоречат один другому.
- Исчерпан лимит ускорения многих процессов за счет увеличения числа работников, вследствие чего образуются «узкие места» в техпроцессах.
- Обмен информацией между сотрудниками и подразделениями порождает многократные избыточные процедуры вывода/ввода.
- Затруднения при доступе к информации в удаленных подразделениях.
- Неприемлемо высокие трудозатраты при подготовке сводной отчетности.
- Запаздывание управленческих решений вследствиесбоев при обеспечении руководителей информацией.
Распределение факторов сдерживания в зависимости от количества данных и сотрудников приведено в таблице 2:
Мало данных | Много данных | |
Объемы данных Разные источники и форматы Трудности в обмене данными Сводная отчетность Запаздывание решений |
Мало пользователей | |
Разные источники и форматы Многократное дублирование «Узкие места» в техпроцессах Избыточность вывода/ввода Трудности в обмене данными Сводная отчетность Запаздывание решений |
Объемы данных Разные источники и форматы Многократное дублирование «Узкие места» в техпроцессах Избыточность вывода/ввода Трудности в обмене данными Сводная отчетность Запаздывание решений |
Много пользователей |
Для относительно небольших предприятий с малым количеством работающих и ограниченными объемами данных факторы сдерживания еще не действуют, и следовательно, интерес таких предприятий к
Действие факторов сдерживания подталкивает руководителей предприятий к решению начать комплексную автоматизацию. Подтверждением тому является растущая популярность готовых систем класса ERP или CRM. Однако эти системы сами посебе могут устранить действие только некоторых факторов сдерживания из перечисленных выше. Поясним это на примере. Предположим, имеется
В поисках решения можно провести аналогию с военной историей. Вначале правила ведения войн были примитивны и сводились к принципу «толпа на толпу». Затем пришло понимание, что толпа неспособна решать хоть
Единая архитектура информационной среды, разработанная специалистами РБК СОФТ, показана на таблице 3:
Уровень управления
Уровень публикации
Уровень обработки информации
|
Таким образом, архитектура состоит из трех уровней обработки, публикации и управления. Уровень обработки это стандартный набор систем автоматизации
Самое интересное начинается на втором уровне уровне публикации. Это уровень, состоящий из элементов, реализованных по технологии
И наконец наивысший уровень, являющийся штабом всей системы это уровень управления. Вся информация, поставляемая уровнем публикации, поступает сюда и анализируется с помощью средств корпоративной отчетности и OLAP. Отсюда поступают команды, определяющие работу
Впрочем, совсем необязательно использовать непременно все элементы этой архитектуры. Небольшие предприятия, желающие автоматизировать бухгалтерский учет и обрабатывать заказы с использованием интернета, спокойно могут обойтись уровнями обработки и публикации. А индустриальный гигант, внедривший у себя, к примеру, BAAN, может дополнить ее средствамиOLAP из уровняуправления.
Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Первое из большого собрания электронных рекламных буклетов интернет превращается в среду, обеспечивающую взаимодействие участников современного рынка как между собой, так и внутри на уровне подразделений и филиалов. Второе для ведения эффективных разработок в интернете необходимы прежде всего архитектурные решения. И третье серьезные решения под силу только серьезным компаниям, поэтому можно констатировать окончание периода «студенческого интернета».
Владислав Севастьянов / РБК Софт