Разделы

Интернет Веб-сервисы

Стал ли интернет бизнес-средой?

Недавний кризис, поразивший индустрию ИТ, особенно больно ударил по тем фирмам, которые в качестве основного направления выбрали интернет-решения. Случилось это потому, что этот сегмент оказался совершенно не готов оправдать ни те ожидания, которые на него были возложены, ни те деньги, которыми эти ожидания подкреплялись. Компании, сделавшие ставку на интернет-решения, рассматривали всемирную компьютерную сеть прежде всего как среду ведения бизнеса. Но вот вопрос — была ли она таковой тогда и стала ли ею теперь? На первую часть вопроса можно уверенно ответить — нет, не была. Прежде всего, технологически. Существовавшие три-четыре года назад средства разработчика были ориентированы на статическое отображение информации. Иными словами, они были рассчитаны на то, чтобы сохранить и показать посетителям некий небольшой объем данных, хранившийся на узле. Технологии программирования были достаточно примитивны, поэтому попытки реализации хоть сколько-нибудь развитой бизнес-логики обычно вели к лавинообразной потере производительности и вынуждали посетителей терять время в ожидании отклика системы. К тому же веб-проекты в разы проигрывали обычным по срокам разработки, и соответственно, по стоимости. Таким образом, в индустрии сложилась ситуация, показанная в таблице 1:

Мало данных Много данных  
Возможности разработчиков Потребности рынка Мало пользователей
Потребности рынка Потребности рынка Много пользователей

Как видно из диаграммы, возможности разработчиков в основном сосредоточились в том секторе, где количество пользователей и объемы данных были малы. В то же время бизнес предъявил спрос на системы, где и то и другое могло бы возрастать практически неограниченно. В итоге спрос и предложение оказались в разных секторах приведенной матрицы, сделав инвестиции в индустрию в большинстве спекулятивными. Итог нам известен — расплодившиеся как грибы «дот-комы», ставшие новым воплощением идей господина Мавроди, и их крах, закономерный для любой пирамиды.

Однако, несмотря на весьма болезненный кризис, решения на базе интернет-технологий не сошли со сцены, а понятие B2B, к примеру, не стало почти ругательством в отличие от «дот-ком». Более того, сейчас можно говорить о реальной смене поколений самих технологий и, как следствие, систем, по ним построенных. Обо всех технологических изысках говорить в одной статье, пожалуй, нет смысла — материалов о них в последнее время публикуется более чем достаточно. Важно подчеркнуть главное — от производства веб-сайтов индустрия перешла к производству веб-сервисов, то есть узлы интернета помимо доступа к информации на страничках теперь предоставляют доступ еще и к бизнес-сервисам.

Любое решение, требующее вложения денег, ценно не фактом своего существования, а тем набором проблем, которые оно способно решить. Поэтому именно в данном контексте мы попытаемся взглянуть на состоящие из сервисов интернет-системы.

Наметившиеся в последние годы тенденции роста в российских предприятиях выявили вместе одну вещь — расти может только то предприятие, которое имеет для этого необходимые стартовые условия. В противном случае, если рост начинается на предприятии с неподготовленной инфраструктурой, начинают действовать так называемые факторы сдерживания. Эти факторы замедляют, а в конечном счете и вовсе останавливают рост. Базируясь на опыте работы специалистов компании РБК СОФТ, можно определить основные из них:

  1. Объемы данных достаточно велики, чтобы обрабатываться вручную.
  2. Данные хранятся в различных источниках и форматах.
  3. Данные многократно дублируются в различных документах, которые противоречат один другому.
  4. Исчерпан лимит ускорения многих процессов за счет увеличения числа работников, вследствие чего образуются «узкие места» в техпроцессах.
  5. Обмен информацией между сотрудниками и подразделениями порождает многократные избыточные процедуры вывода/ввода.
  6. Затруднения при доступе к информации в удаленных подразделениях.
  7. Неприемлемо высокие трудозатраты при подготовке сводной отчетности.
  8. Запаздывание управленческих решений вследствиесбоев при обеспечении руководителей информацией.

Распределение факторов сдерживания в зависимости от количества данных и сотрудников приведено в таблице 2:

Мало данных Много данных  
  Объемы данных
Разные источники и форматы
Трудности в обмене данными
Сводная отчетность
Запаздывание решений
Мало пользователей
Разные источники и форматы
Многократное дублирование
«Узкие места» в техпроцессах
Избыточность вывода/ввода
Трудности в обмене данными
Сводная отчетность
Запаздывание решений
Объемы данных
Разные источники и форматы
Многократное дублирование
«Узкие места» в техпроцессах
Избыточность вывода/ввода
Трудности в обмене данными
Сводная отчетность
Запаздывание решений
Много пользователей

Для относительно небольших предприятий с малым количеством работающих и ограниченными объемами данных факторы сдерживания еще не действуют, и следовательно, интерес таких предприятий к ИТ-системам достаточно невелик. Когда один из этих параметров начинает расти, соответственно начинают проявлять себя и силы торможения, но не все из перечисленных. А вот предприятия, на которых и объемы данных, и количество сотрудников (а соответственно, и выполняемых ими операций) дошли уже до верхней предельной планки, имеют дело уже с полным набором факторов сдерживания.

Действие факторов сдерживания подталкивает руководителей предприятий к решению начать комплексную автоматизацию. Подтверждением тому является растущая популярность готовых систем класса ERP или CRM. Однако эти системы сами посебе могут устранить действие только некоторых факторов сдерживания из перечисленных выше. Поясним это на примере. Предположим, имеется предприятие-производитель, находящееся во Владивостоке, которое закупает сырье в Челябинске. Оба предприятия внедряют у себя системы ERP — и что же? А то, что вполне вероятно появление нового «узкого места» на сегменте обмена информацией между ними. Обусловлено это, в первую очередь, ограничениями, заложенными в технологиях, на которых построено большинство готовых систем. И главное из них — эти технологии не носят глобального характера, они рассчитаны на «точечную» автоматизацию. Модули, установленные в пределах одного здания, прекрасно взаимодействуют, но если пытаться связать в единый комплекс несколько зданий в пределах города — уже придется решать серьезные проблемы. Эти проблемы могут окончательно завести в тупик, если пытаться наладить взаимодействие между отделениями в разных городах. Единственный на сегодня блок технологий, способных обеспечить глобальное взаимодействие — это технологии интернета.

В поисках решения можно провести аналогию с военной историей. Вначале правила ведения войн были примитивны и сводились к принципу «толпа на толпу». Затем пришло понимание, что толпа неспособна решать хоть сколько-нибудь серьезных задач, и для этого необходима организованная армия. Солдат стали объединять в подразделения, над каждым из которых ставить командиров различного ранга. Деятельность этих командиров в свою очередь координировалась из штабов, в которых обрабатывались все донесения и откуда отдавались приказы. Так же и в ИТ-индустрии: готовые системы это лишь рядовые солдаты, которых необходимо организовать и управлять ими. Иными словами, необходима архитектура информационной среды предприятия, использующая в качестве связующего звена глобальные технологии, то есть интернет.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Единая архитектура информационной среды, разработанная специалистами РБК СОФТ, показана на таблице 3:

Уровень управления

Business Intelligence
MS OLAP + DTS
Oracle DataMart
Корпоративные центры (порталы)
MS SharePoint
BEA Portal
Sun Portal
Documentum

Уровень публикации

Web-Services
Microsoft .Net
Sun ONE

Уровень обработки информации

ERP
Navision
SAP/R3
BAAN
CRM
Siebel
Navision
SCM
Manugistics
Ariba
Navision
e-Commerce
MS Server
MySAP
Intershop

Таким образом, архитектура состоит из трех уровней — обработки, публикации и управления. Уровень обработки — это стандартный набор систем автоматизации бизнес-процессов, таких как Siebel CRM, Navision Axapta или любые разработанные на заказ системы. На этом же уровне находятся и уже имеющиеся у заказчика решения. К примеру, если какой-то расчет уже делается в файле Excel и его использование не создает проблем для бизнес-процесса, почему бы не интегрировать его в общую систему?

Самое интересное начинается на втором уровне — уровне публикации. Это — уровень, состоящий из элементов, реализованных по технологии веб-сервисов, который обеспечивает координацию действий систем уровня обработки и представляет доступ к информации и бизнес-логике из внешнего мира. Продолжая военную тему, можно сказать, что веб-сервисы этого уровня — своего рода офицеры, получающие задачу извне и обеспечивающие ее выполнение силами своих подчиненных.

И наконец наивысший уровень, являющийся штабом всей системы — это уровень управления. Вся информация, поставляемая уровнем публикации, поступает сюда и анализируется с помощью средств корпоративной отчетности и OLAP. Отсюда поступают команды, определяющие работу веб-сервисов различных подразделений и филиалов, а также тех, которые находятся у компаний-партнеров. Именно на этом уровне планируются и управляются операции крупного масштаба.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Впрочем, совсем необязательно использовать непременно все элементы этой архитектуры. Небольшие предприятия, желающие автоматизировать бухгалтерский учет и обрабатывать заказы с использованием интернета, спокойно могут обойтись уровнями обработки и публикации. А индустриальный гигант, внедривший у себя, к примеру, BAAN, может дополнить ее средствамиOLAP из уровняуправления.

Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Первое — из большого собрания электронных рекламных буклетов интернет превращается в среду, обеспечивающую взаимодействие участников современного рынка как между собой, так и внутри на уровне подразделений и филиалов. Второе — для ведения эффективных разработок в интернете необходимы прежде всего архитектурные решения. И третье — серьезные решения под силу только серьезным компаниям, поэтому можно констатировать окончание периода «студенческого интернета».

Владислав Севастьянов / РБК Софт