Разделы

Бизнес

Создаст ли Россия налоговый рай для ИТ?

За последние два года ряд государственных инициатив заметно улучшил, пусть в основном на бумаге, жизнь российских ИТ-компаний. Определенные льготы есть у ИТ-предприятий, осваивающих отечественные ОЭЗ и технопарки. Аутсорсеры ПО также получили ключи от "налогового рая". Вот только путь к нему лежит через суровые тернии – государственную аккредитацию. Полная версия статьи опубликована в октябрьском номере журнала CNews.

Российские власти предприняли ряд шагов по поддержке отечественной ИТ-индустрии – в частности несколько налоговых законодательных инициатив. Существенные изменения в этой сфере начались в середине 2005 года – 8 июля был принят ФЗ "Об особых экономических зонах в российской федерации" и внесены изменения в другие законы. ФЗ установил режим льготного налогообложения, в том числе для резидентов технико-внедренческих зон. При этом последними могли стать и ИТ-компании. Закон предоставляет возможность получить такой статус тем, кто занимается "созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также созданием программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанием услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем". Что получают резиденты особых экономических зон (ОЭЗ)? Устанавливается специальная регрессионная ставка для единого социального налога (ЕСН) в размере 14%, на 5 лет отменяется налог на имущество, лицо освобождается от уплаты земельного налога, а также вводится ускоренный коэффициент амортизации (равный 2).

Еще более значимыми были одобренные в этот же день поправки в Налоговый Кодекс РФ, которые разрешили серьезную проблему с НДС для компаний, разрабатывающих программное обеспечение по иностранным заказам. С 1 января 2006 года, в связи с тем, что местом реализации при оказании услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации в случае иностранных заказчиков (находящихся за пределами нашей страны) перестала считаться Российская Федерация, аутсорсинговый бизнес не облагается российским НДС. Затем, 5 июля 2006 года был принят Федеральный закон № 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесении других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы". Принятию этого акта предшествовала занимательная интрига.

Животное начало

Законопроект был внесен Законодательным Собранием Краснодарского края в мае 2005 года, принят в первом чтении в ноябре 2005 года, а его основным содержанием были вопросы налогообложения при использовании животного мира. Однако в конце июня текущего года проект подвергся кардинальным изменениям и переименованию, в результате чего предоставил ИТ-компаниям серьезные льготы по уплате ЕСН, одного из наиболее обременительных налогов для индустрии.

Расчет ЕСН при различных схемах налогообложения

 Как считается ЕСН

Увеличить

Расчетной базой для единого социального налога является годовой фонд оплаты труда в расчете на одного сотрудника. Если полученная сумма меньше 280 тыс. руб., ставка налога 26%. Если сумма превышает 280 тыс. руб., но не больше 600 тыс. руб., то ставка налога составит 72,8 тыс. руб. плюс 10% от суммы, превышающей 280 тыс. руб. Наконец, если фонд оплаты больше 600 тыс. руб., то налог составит 104,8 тыс. руб. плюс 2% от суммы, превышающей 600 тыс. руб.

У государства есть два способа снизить ЕСН: уменьшить либо количество взимаемых процентов, либо порог, с которого снижаются проценты. В ОЭЗ применена первая возможность – ставка до 280 тыс. руб. уменьшена с 26% до 14%, до 600 тыс. руб. – с 10% до 5,6%. В законе 144-ФЗ используется вторая возможность: порог, при котором ставка уменьшается с 26% до 10%, снижен до 75 тыс. руб.

Источник: CNews Analytics

Ситуация 5 июля была также интересна тем, что закон о льготах для ИТ по ЕСН неожиданно для большинства наблюдателей опередил Проект № 282588-4 федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Последний с осени прошлого года широко обсуждался бизнесом, даже был принят в первом чтении 12 мая 2006 года. Ожидалось его дальнейшее рассмотрение в июне, однако оно несколько раз переносилось. Концепция этого закона иная: предлагается ввести специальную систему налогообложения для организаций в области ИТ, в рамках которой по выбору налогоплательщика вместо налогов на прибыль, имущество организаций и ЕСН предлагалось уплачивать единый налог.

При принятии 144-ФЗ из проекта № 282588-4 было почти дословно заимствовано много норм о статусе плательщика налогов. Принципиальным сходством двух инициатив стала ориентация на оффшорное программирование и ИТ-услуги, когда льготы могут получить только организации, доля доходов при предметной ИТ-деятельности которых составляет не менее 70%. Однако 144-ФЗ более приспособлен для нужд индустрии, чем его прототип – льготы могут получить компании, численность сотрудников которых превышает 50 человек. В проекте № 282588-4 планка выше – 100 сотрудников. В настоящий момент неясно, как сложится судьба брошенного проекта, поскольку придется либо менять концепцию единого налога для ИТ, либо отменять только что принятый закон 144-ФЗ. Последнее не является абсурдным, поскольку в российской практике нередко "на ходу" изменяют или отменяют принятые, но не вступившие в силу законы.

Александр Губинский, Самараавтожгут: Как мы получали грант на внедрение компьютерного зрения
Поддержка ИТ-отрасли

Заветный пропуск

Как видно из рассмотренных инициатив, государство стремится поддержать, в первую очередь, разработку программного обеспечения и ИТ-услуг, а во вторую, в ОЭЗ – ИТ-оборудования. Но это не значит, что любая компания, объявившая себя экспортером ПО, сможет получить заветные льготы. Важным условием является соблюдение ряда административных требований, направленных на получение доказательства того, что ИТ-компания работает именно в ИТ-сфере. Для льгот по ЕСН (и в проекте по единому налогу для ИТ) предусмотрен специальный институт аккредитации для организаций, однако до сих пор его содержание, механизмы реализации не прописаны. Пока можно лишь ориентироваться на определение, фигурирующее в новом законе. На льготы по ЕСН могут рассчитывать "российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных".