Разделы

Бизнес

Создаст ли Россия налоговый рай для ИТ?

За последние два года ряд государственных инициатив заметно улучшил, пусть в основном на бумаге, жизнь российских ИТ-компаний. Определенные льготы есть у ИТ-предприятий, осваивающих отечественные ОЭЗ и технопарки. Аутсорсеры ПО также получили ключи от "налогового рая". Вот только путь к нему лежит через суровые тернии – государственную аккредитацию. Полная версия статьи опубликована в октябрьском номере журнала CNews.

Отсутствие четких требований к лицам, заинтересованным в получении соответствующего официального статуса ИТ-компании, рождает опасения, какие же в действительности административные барьеры будут придуманы государством и сколько компаний и с какими усилиями будут в состоянии их преодолеть. Похожая ситуация и с получением статуса резидента ОЭЗ, когда заявитель должен представить бизнес-план (форма которого уже утверждена МЭРТ приказом от 23 марта 2006 года № 75), который затем рассматривается уполномоченными лицами на основе довольно нетривиальной процедуры. Таким образом, государство стремится заранее предвидеть и воспрепятствовать любым злоупотреблениям со стороны организаций, стремящихся выдать себя за участников ИТ-отрасли. Однако эти ограничения можно рассматривать и как недоверие к самой индустрии, которое приводит к тому, что эффективность последних политических и экономических начинаний может быть серьезным образом снижена.

Что выбрать?

На данный момент для ИТ-предприятий существует три возможности снизить налоговое бремя, и в первую очередь ЕСН. Напомним, что для него в общем режиме налогообложения установлена регрессивная шкала, начинающаяся с 26% – считается, что с учетом среднего уровня заработных плат в отрасли реальная ставка составляет около 20%. Второй по важности – налог на прибыль, ставка которого составляет 24%, но регионы (в соответствии со ст. 284 НК РФ) имеют право снизить ее до 20%. Например, такой благоприятный региональный налоговый режим для всех резидентов ОЭЗ установил Санкт-Петербург (Закон Санкт-Петербурга от 02.05.2006 № 190-29). Еще раньше, до появления ОЭЗ, город установил аналогичные льготы для компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. В-третьих, важно помнить о налоге на имущество, ставка которого может варьироваться от 0 до 2,2%, и регион имеет право отменить уплату данного налога (380 НК РФ).

Для получения льгот ИТ-компаниям придется преодолеть серьезный административный барьер

Режим Требования Льготы Кому выгодно
Общее налогообложение Нет Нет Никому
144-ФЗ 1. 70% выручки – от оффшорного программирования.
2. Штат – более 50 человек.
3. Соответствие видам деятельности и государственная аккредитация.
1. Снижение ЕСН. Крупным и средним компаниям – экспортерам ПО
ОЭЗ 1. Размещение в ОЭЗ 2. Соответствие видам деятельности и утвержденный бизнес-план 3. Регистрация в качестве резидента зоны 1. Снижение ЕСН
2. Отмена налога на имущество на 5 лет
3. Отмена земельного налога
4. Увеличение до 2 коэффициента амортизации
Любым компаниям, расположенным в ОЭЗ
УСН 1. Годовая валовая выручка – не более 20 млн. руб. Замена ЕСН, налога на имущество и земельного налога одним, ставка которого равна: 6% от доходов либо 12% от суммы доходов за вычетом расходов Малым компаниям

Первый вариант – использование льгот, предоставляемых недавно принятым законом 144-ФЗ. Он подходит для средних и крупных ИТ-компаний, в которых работает более 50 человек. Второй – размещение предприятия в ОЭЗ, например, в Санкт-Петербурге. Третий годится только для небольших ИТ-компаний, размер валовой выручки которых не превышает 20 млн. руб. в год. Они могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН, глава 26.2 НК РФ). Согласно последней, все три перечисленных выше налога заменяются единым налогом, и в зависимости от выбранного режима ставка последнего составляет либо 6% (объект налогообложения – доходы), либо 15% (объект – доходы минус расходы).

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Подводя итоги рассмотрения динамики развития российской государственной налоговой политики в сфере ИТ, можно заключить, что предлагаемые сейчас льготы окажут определенное положительное влияние на отрасль, но в силу и величины ставок налогов, и планируемых административных барьеров, кардинальных изменений в развитии отрасли не произойдет. Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо, доверяя бизнесу и веря в пока еще оставшийся интеллектуальный и кадровый потенциал, увеличить налоговые льготы, минимизировать административное регулирование отрасли, включая таможенную сферу. Важно продолжать создавать ОЭЗ и иные ориентированные на инновации структуры так, в тех местах и таким образом, чтобы это было востребовано и удобно бизнесу. Наконец, нужно поддерживать предметную государственную кадровую политику по подготовке и переквалификации ИТ-специалистов.

Виктор Наумов / CNews


Полная версия статьи опубликована в октябрьском номере журнала CNews.