Сергей Мацоцкий: ИТ-компаниям не помешает "похудеть"
Усиливающийся финансовый кризис начинает тормозить бурный рост ИТ рынка. Настало время подумать, как пережить тяжелые времена. Однако далеко не все игроки настроены пессимистично. Те, для кого этот финансовый кризис не первый, даже намерены извлечь из него пользу. О том, чем хорош нынешний кризис для ИТ-компаний, в интервью CNews рассказал Сергей Мацоцкий, генеральный директор и председатель правления компании IBS.Тем не менее, в более долгосрочной перспективе – 2-3 года – потребность в грамотных, подготовленных ИТ-кадрах будет расти вместе с рынком ИТ-услуг. Поэтому в первую очередь мы продолжаем развитие наших магистерских программ. Рано или поздно кризис пойдет на спад, а выпускники нашей магистратуры будут не менее востребованы компанией, и, что важно, не потребуется дополнительных инвестиций в их переучивание и адаптацию.
Второе, что мне кажется важным, это наблюдавшийся в последнее время заметный рост расходов на персонал. Он был связан не только с увеличением заработной платы, но и с ростом социальных расходов, выходом бизнеса из тени. А когда ты должен бороться за эффективность, особенно в момент финансового кризиса, становится очень важным уметь этим управлять, уметь оценивать и развивать персонал. В связи с этим в последнее время наблюдалось повышение спроса – и он, на мой взгляд, будет только возрастать – на системы управления персоналом. Конечно, определенный импульс получили и различные системы дистанционного обучения, которые помогают компаниям сэкономить средства за счет сокращения издержек на приглашение преподавателей, командировки и т.д. Те затраты, на которые раньше можно было закрывать глаза, сегодня уже не получается игнорировать. Условия стали жестче. Компании вынуждены себя "оздоравливать", держать в тонусе.
CNews: Какие отрасли, по вашему мнению, сильнее всего отреагируют на изменения в финансовой сфере?
Сергей Мацоцкий: В первую очередь пострадают те отрасли, которые сильно зависят от банковских кредитов. Уже отреагировал девелопмент. Конечно, вряд ли в связи с этим упадут цены на недвижимость, особенно в Москве, потому что здесь наблюдается такая концентрация денег, которой не каждый кризис может навредить. На ИТ-компаниях кризис в девелопменте, может быть, и не очень сильно отразится. Пострадать могут только крупные инфраструктурные проекты, связанные с построением сетей, созданием интеллектуальных зданий и т.п.
Пострадает ритейл, потому что снизится уровень потребления, люди будут более аккуратно относиться к деньгам. К тому же ритейл также сильно зависит от кредитов.
Про финансовый сегмент трудно сказать, т.к. в России он имеет определенную особенность. По моему мнению, у нас он никогда не был драйвером ИТ-рынка, в отличие от многих других стран, где финансы и телеком – это два традиционных крупнейших потребителя ИТ. Да, конечно, российские банки урежут ИТ-бюджеты. Но ведь крупнейшими потребителями ИТ остаются государственные банки, а у них дела пока идут не так уж плохо.
CNews: Вы принимали какие-то меры, чтобы стабилизировать деятельность компании в условиях кризиса?
Сергей Мацоцкий: Конечно, принимали. Еще раз повторюсь, кризис – это очень хороший повод перестать бежать вперед, а сесть и подумать, не распыляться на все сразу, а стать более эффективным. Ведь где-то есть расходы, которые можно оптимизировать, где-то есть люди, которые в данном месте не нужны и необходимо их перераспределить. Так что это хороший шанс привести компанию в более здоровое состояние. Я думаю, что мы этим шансом воспользуемся. Тем более что это не первый кризис, который мы переживаем, есть уже и опыт, и понимание. Пока все меры заключаются в некоторой ревизии собственной эффективности, то есть речь не идет о радикальных действиях или крупномасштабных сокращениях, к этому пока нет повода. Но похудеть и стать более поджарыми и бодрыми точно будет очень кстати.
CNews: Вы стали настороженнее относиться к заказчикам, к их финансовому состоянию?
Сергей Мацоцкий: Да, стали. Это совершенно оправданно, поскольку сегодня многое вертится вокруг оценки финансовых рисков. Одна из очевидных тенденций состоит в том, что за последние несколько лет мы практически забыли о валютных рисках. Все договоры, расчеты давно переведены в рублевую форму. И это произошло само собой. Не потому, что Госдума приняла такое постановление, а потому, что рубль – более стабильная валюта. Это та простая и эффективная мера, которая была логичной для всех компаний. Если посмотреть на сегодняшние колебания курса, то понятно, что бизнес, связанный, например, с поставками оборудования, при долларовом расчете не то что может не получить маржу, а уйдет в минус. Такие же простые и эффективные механизмы сегодня включаются для ужесточения кредитной политики.CNews: Какие еще риски появились с началом кризиса?
Сергей Мацоцкий: Безусловно, появились проблемы с ликвидностью. В данном случае я говорю не столько про нашу компанию, а про рынок в целом. Кстати, для средних и малых игроков ИТ-рынка эти риски могут стать фатальными, потому что нет возможности взять кредит. Такая ситуация очень опасна для нестабильного бизнеса, учитывая ярко выраженную сезонность активности в сфере ИТ. Практически все бюджеты заказчики тратят в четвертом квартале календарного года. Для ИТ-компаний это является определенной проблемой, потому что финансирование проектов, выплату зарплат и прочие расходы нужно производить весь год. Соответственно, требуются довольно большие запасы средств. Средние и маленькие компании раньше об этом вообще не задумывались, а сегодня, лишившись доступа к кредитным ресурсам, они могут просто исчезнуть. Отсутствие доступа к кредитам может еще более усилить тенденцию к консолидации на рынке, только не путем слияний и поглощений, а путем "вымывания" мелких игроков.
Сергей Мацоцкий: Кризис - это хороший шанс привести компанию в более здоровое состояние
Александр Глазков, «Диасофт»: Главная проблема с импортозамещением — у новых решений нет опыта эксплуатации в реальной жизни
Вместе с тем, и для крупных компаний управление ликвидностью выходит на первый план. Если раньше мы всегда могли положиться на возможность использования кредитных ресурсов, то сегодня кредитные средства становятся менее доступными: кредит становится дорогим, и доступ к нему проблематичен для любых компаний. К счастью, насколько мне известно, большинство компаний нашего рынка не имеет гигантских задолженностей перед западными банками, как, например, производственные компании.
Ну и колоссальные риски могут прийти от такой неожиданной для нас инициативы, как недавнее решение о реформе ЕСН (единого социального налога) с 2010 года. Это тем более странно, что в последние годы так много говориться об инновационной экономике, которая должна быть основана на использовании высококвалифицированного труда работников. Мы как раз и работаем в такой экономической модели, когда расходы на оплату труда составляют подавляющую часть бюджета. Снижение налогов на фонд оплаты труда, безусловно, могло бы повысить конкурентоспособность наших высокотехнологичных компаний в мире и стимулировать их устойчивый рост внутри страны. Снижение ЕСН являлось стимулом к тому, чтобы не просто продавать сырье, а заниматься интеллектуальным бизнесом, участвовать в международном распределении труда, составлять конкуренцию западным ИТ-компаниям. А в результате мы получили шоковую терапию для бизнеса и совершенно дезориентированы с точки зрения реальных приоритетов экономической политики нашего государства.
CNews: Многие компании в связи со сложившейся финансовой ситуацией отказались от проведения давно намеченных IPO. Когда, на ваш взгляд, можно будет вернуться к этим намерениям? И есть ли у ИТ-компаний сегодня необходимость в привлечении средств?
Сергей Мацоцкий: Делать сейчас прогнозы по поводу развития финансового рынка, думаю, бессмысленно. Может быть, через полгода-год станет понятно, что вообще с ним произошло. Мы вступили в совершенно другую эпоху, и старая модель деятельности больше не работает. А как сложится новая – непонятно. Не исключено, что поменяются некоторые фундаментальные тенденции. Я не исключаю, например, что IPO как средство привлечения капитала может стать менее популярным, чем облигационные формы заимствования, являющиеся более простыми и прозрачными. Вполне возможно, претерпят существенную коррекцию определенные мультипликаторы, связанные с оценкой компаний, вложений и рисков. Также, думаю, неизбежен новый виток инфляции, который зарождается в мировой валютной системе и будет характерен не только и не столько для России, сколько для США, а за ними охватит и другие страны. Сейчас фактически никто ничего не понимает, и все с интересом ждут, когда рынок начнет приходить в относительно стабильное состояние.
Что касается привлечения средств ИТ-компаниями, то наш бизнес не такой уж капиталоемкий. На что могут быть нужны деньги? На инвестиции в новые крупные проекты? Да, наверное, они нужны, но это не очень большие суммы. На покупку других компаний? Сегодня покупка больших компаний вряд ли популярна, поскольку, опять же, риски очень высоки. Конечно, все затянут пояса, конечно, всем будет тяжелее, но это касается не только российского рынка ИТ, но и всего мира. Положительный момент во всей этой ситуации заключается в том, что такого рода встряски в целом оказывают позитивное влияние на ИТ-рынок т.к. именно в период кризиса эффективность ИТ как инструмента управления становится особенно очевидной.