Разделы

Телеком

«Ростелеком»: еще полгода монополии

Демонополизация рынка дальней связи в России откладывается еще на полгода. Премьер-министр Михаил Фрадков 1 июля подписал документ о переносе на полгода срока вступления в силу постановления N161 "Об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия". Это позволит «Ростелекому» еще полгода пользоваться монопольным статусом и лучше подготовиться к деятельности в условиях конкурентного рынка.

Рынок сегодня еще не создан

В первую неделю июня Россвязьнадзор выдал лицензии трем операторам – «Центринфоком», «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и «СЦС Совител» (дочерняя компания Golden Telecom). В очереди на получение лицензии стоят еще несколько крупных компаний, например «Транстелеком». Однако, как оказалось, предоставлять услуги дальней связи они смогут не раньше чем через полгода, только после вступления в силу «Правил присоединения». Министерство информационных технологий и связи РФ инициировало перенос сроков вступления в силу этого документа, так как не все необходимые дополнительные нормативно-правовые акты были разработаны и утверждены.

В частности, речь идет о постановлении правительства "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи" и "Об утверждении перечня услуг и правил регулирования цен на услуги по присоединению и пропуску трафика, оказываемых операторами, занимающими существенное положение на рынке". Эти документы еще в конце прошлого года должен был внести в правительство МЭРТ, однако до сих пор этого не сделал. По данным Мининформсвязи, эти документы сейчас находятся на согласовании в Минфине.

Тем не менее, в Мининформсвязи не видят ничего страшного в переносе сроков демонополизации рынка дальней связи и заверяют, что операторы не выражали своего недовольства в этой связи.

Перенос сроков либерализации в первую очередь позитивно отразится на рынке акций Ростелекома, так как это значит отсрочку потери Ростелекомом доли рынка, а также части доходов, в пользу альтернативных операторов.

Для региональных телекомов данная новость не так однозначна, как для Ростелекома. С одной стороны, межрегиональные компании (МРК) пока не получат возможность выбирать оператора дальней связи, чтобы осуществлять более гибкую тарифную политику. Кроме того, новые правила предполагают, что операторы, владеющие лицензией на местную связь, для доступа к оператору дальней связи должны пропускать свой трафик по сетям зонового оператора, каким являются МРК: это позволило бы компаниям нарастить доходы от пропуска трафика. С другой стороны, отсрочка вступления в силу новых правил позволит региональным телекомам подготовиться к их введению, в частности, перестроить систему биллинга в соответствии с новыми расчетами между операторами.

В принципе, решение о переносе сроков вступления в силу названных документов логически оправдано, поскольку в отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование и тарифы на услуги связи, оказание таких услуг по новым правилам крайне проблематично и в итоге может быть обременительно для потребителей. В целом отсрочка позволит Ростелекому укрепить свои позиции на рынке, а операторам уже получившим лицензию подготовится к оказанию услуг.

За это время необходимо решить еще один вопрос - покрытие всех российских регионов узлами связи. Так, МТТ располагает узлами доступа в 85 регионах, доработка сети займет у компании несколько месяцев. Хотя компания не раз заявляла о готовности начать предоставлять услуги с 1 июля. Оператор пока затрудняется назвать дату выхода компании на рынок дальней связи. «После получения префикса на дальнюю связь компании потребуется еще несколько месяцев на решение организационных вопросов», сообщают в пресс-центре ММТ.

Golden Telecom считает разумным перенос на полгода вступления в силу новых правил. «Чтобы закон заработал, необходимо принять, например, реестр операторов и цены на подключение к этим операторам, считает Анна Чин-Го-пин, руководитель отдела по связям с общественностью Golden Telecom. «В отрасли фактически начат процесс внесения существенных изменений в порядок ведения операторской деятельности. Но наша отрасль – это непрерывное производство. Его нельзя остановить и направить по новому пути одновременно. Операторам связи нужно время и ресурсы, чтобы привести свои сети в соответствие с новыми нормами и перейти на новые принципы межоператорских отношений», считают в компании.

Более того, Министерством информационных технологий и связи несколько дней назад было принято решение о создании рабочей группы для подготовки сетей связи и деятельности операторов к реализации с 1 января 2006 года установленных требований к присоединению сетей электросвязи и их взаимодействию, а также требований, установленных для операторов связи при оказании абонентам (пользователям) услуг связи. В состав рабочей группы вошли как министерские работники, так и представители телекоммуникационных операторов.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Как работает перекрестное субсидирование

По мнению участников рынка, осуществить либерализацию рынка с 1 июля было бы достаточно проблематично, тем более в условиях перекрестного субсидирования, которое применяется при тарификации местных звонков. А ведь совершая звонки в другие города и страны через Ростелеком, россияне постоянно переплачивают. То есть с клиентов за местную связь брали ниже себестоимости, а за дальнюю – намного выше. Тарифы в основном удерживались с помощью административных инструментов. Для возмещения убытка приходилось идти на перераспределение доходов от различных видов связи. Причем эта схема работает уже более десяти лет. Сейчас оснований для перекрестного субсидирования становится меньше, так как тарифы на местную связь поднимаются до себестоимости. Представители Минэкономразвития, в свою очередь, неоднократно заявляли, что перекрестное субсидирование полностью может быть отменено лишь к началу 2007 года.

Как изменится законодательство

Одно из условий вступления России в ВТО - либерализация рынка дальней связи к 2007 году. Россия отказалась от госмонополии на рынке междугородной и международной связи и началась подготовка в демонополизации. В российском правительстве остановились на так называемом горизонтальном варианте либерализации. Всего на выбор было представлено два формата: «предварительный выбор оператора» (абоненты заключают контракт с одним оператором, и он становится их основным провайдером) и «выбор оператора от звонка к звонку» (горизонтальный формат). Последний вариант наиболее эффективный формат либерализации, кроме того, абонентам проще выбирать между операторами – необходимо лишь набрать короткий префикс перед номером.

Горизонтальный вариант либерализации выдвигает вполне предсказуемые условия. Все компании связи делят на три группы - местной, зоновой и дальней (междугородней и международной) связи. Лицензия на дальнюю связь выдается каждой компании на всю территорию России. Оператор должна построить сеть, которая имеет точки присутствия в каждом из регионов России, по одному транзитному междугородному узлу связи в каждом из федеральных округов и четыре международных узла связи. Размер инвестиций также уже определен – с учетом российский территорий, эта сумма примерно составляет $50 млн. Операторы местных сетей, дочерние компании «Связьинвеста», а также ряд альтернативных операторов, работающие только на отдельных территориях, будут вынуждены уйти с рынка дальней связи, как не соответствующие лицензионным требованиям.

Такой «горизонтальный» вариант либерализации рынка междугородной и международной связи, для многих игроков, представляется наиболее оптимальным для развития конкуренции в России и для равномерного развития инфраструктуры в целом. Пользователи получат возможность выбора оператора, а значит - более качественные услуги и более гибкие тарифы.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Карточные игроки

Однако, «горизонтальный» вариант ставит в неудобное положение так называемых карточных операторов. Раньше они использовали лазейки в законодательстве, и оформляли лицензии на оказание услуг телематических служб. Таким образом, услуга дальней связи продавалась под маркой IP-телефонии. Их основными потребителями стали частные лица. Операторы IP-телефонии со скидкой покупали трафик у крупных игроков рынка, по сети которых выводили его за границу в обход «Ростелекома». При этом, по сути нарушалась монополия «Ростелекома». Теперь же карточным операторам придется либо получать лицензию, либо уходить с рынка. На выполнение всех лицензионных требований у них не хватит средств. Однако Мининформсвязи позволило доработать им до конца лицензионного срока. Есть и другой выход - передавать междугородние и международные звонки через зоновых операторов, которые, в свою очередь, будут подключаться к операторам дальней связи.

Ольга Захаркина / CNews