Разделы

Бизнес

России нужно в 10 раз больше ИТ-специалистов

Российский рынок корпоративного ПО становится все более профессиональным, системные интеграторы и поставщики решений все острее испытывают недостаток квалифицированных кадров. По оценкам экспертов, соотношение между имеющимся на рынке и требуемым количеством ИТ-специалистов - 1:10. О проблемах ИТ-образования в России, его перспективах и тенденциях в беседе с корреспондентом CNews рассказывают Леонид Винокуров, заместитель председателя совета директоров компании «ТехноСерв А/C», Алексей Шлыков, глава представительства SAP в странах СНГ и Балтии и Владимир Годин, декан института информационных систем и управления ГУУ.

CNews: Как по мере развития рынка корпоративного ПО меняются требования, предъявляемые к ИТ-специалистам и управленцам?

Леонид Винокуров: Тенденция только одна: заказчик становится образованнее, избирательнее, жестче. Происходит переход от процесса к результатам. Руководители предприятий требуют реализации проектов под ключ. Они не хотят получать полуразобранные решения, они не хотят получать только инструментарий. Им требуются работающие системы бухгалтерского учета, финансового менеджмента, бюджетирования, налогового учета, управления снабжением, сбытом и т.д. Абсолютно очевидная тенденция, которая просматривается на рынке, - это переход от простейших решений к более осмысленным, связанным с управлением ресурсами и стратегическим управлением предприятиями.

Алексей Шлыков: Мое суждение, наверное, замыкается в области корпоративных систем управления. Знания этих систем со стороны выпускников вузов - это острейший дефицит. И те первые шаги, которые сейчас делаются ГУУ им. Орджоникидзе - это очень отрадные для нас знаки. Если таких вузов, таких центров обучения будет хотя бы несколько по стране, то ситуация изменится. Сейчас соотношение между количеством специалистов, имеющемся на рынке, и требуемым количеством - примерно 1:10, это если брать скромные подсчеты и ориентироваться не на оптимистическую модель развития рынка, а на среднюю.

CNews: Как вы оцениваете уровень, которое дает современное высшее образование ИТ- специалистам?

Леонид Винокуров: Работая на реальном проекте, можно в достаточно короткий срок стать профессионалом
Леонид Винокуров: Работая на реальном проекте, можно в достаточно короткий срок стать профессионалом

Леонид Винокуров: Уровень российского высшего образования я оцениваю очень высоко. Например, запустив с университетом совместный проект, мы получили какое-то количество студентов в проектные группы. Они работают на самых настоящих проектах, выполняют функции, аналогичные тем, которые выполняют профессиональные специалисты. Фактически, они и становятся профессиональными специалистами в достаточно короткий срок. Вот в этом и вся оценка образования. Хотя при этом я могу сказать, в чем фундаментальные плюсы нашего образования и его минусы. Гораздо более широкий кругозор, гораздо большее желание работать, и в то же самое время отсутствие узко-заточенных профессиональных навыков. Опять же подчеркну, это и плюс, и минус нашей образовательной системы.

CNews: Каков текущий уровень подготовки кадров в области ИТ-менеджмента? Насколько адекватную подготовку обеспечивает вузовское образование?

Алексей Шлыков: Сейчас, как мне кажется, происходит трансформация отношения системы отечественного образования к потребностям в области информационных технологий. Традиционное образование всегда формировало людей, хорошо знающих предметную область в части программных продуктов, компьютерных систем, систем связи. Эти специалисты действительно демонстрировали хорошую подготовку, когда нужно было работать с компьютерным компонентом информационной системы.

Что касается внедрения нашей системы, то установить, настроить и запустить ее в эксплуатацию, чтобы можно было ею пользоваться, - это 20-25% всей работы. Оставшаяся часть внедрения как раз и требует тех навыков, которые сейчас в остром дефиците. Это навыки людей, понимающих, как работает система, а с другой стороны, очень хорошо представляющих себе задачи управления предприятием, хорошо знающие его процессы. Эти люди должны также понимать, как ни громко это звучит, стратегию предприятия и методы ее воплощения в жизнь. Только обладая этими тремя составляющими, люди могут успешно внедрять и эксплуатировать наши системы. Как раз такого рода знания в большом дефиците, именно поэтому мы так приветствуем опыт создания групп студентов, приобретающих эту уникальную комбинацию знаний и навыков.

Алексей Шлыков:
Алексей Шлыков: "Конвейер" производства специалистов даст SAP конкурентное преимущество

CNews: Можно ли говорить, что сейчас вузы ИТ-управленцев практически не поставляют?

Леонид Винокуров: Нет, нельзя. Давайте разделим понятия ИТ-управленца и специалиста по ИТ. Мое мнение состоит в следующем. Приходят выпускники российских вузов работать в управленческие структуры. Они приходят работать в бухгалтерию, в казначейство, в департаменты бюджетирования, снабжения и т.д. Причем достаточно часто они приходят работать в офисы крупных компаний. Более того, они это делают еще на четвертом-пятом курсах, соответственно они уже в этом возрасте становятся менеджерами, поэтому по определению вузы готовят их для этой работы. Аналогично происходит и с информационными технологиями. Мы ищем готовых специалистов, но мы все больше берем студентов вузов. Поэтому я не могу согласиться с этим тезисом. В то же самое время хотел бы подчеркнуть: потребности разных компаний реального бизнеса стремительно требуют, чтобы вузы готовили специалистов все более высокого качества. Нет времени на то, чтобы человек пришел в серьезный офис, начал получать серьезную зарплату, годика два чему-то поучился, постажировался. Его тут же, со второй недели бросают на решение соответствующих задач. И он либо их решает, либо уходит.

CNews: То есть вы не разделяете точку зрения, что выпускника после приема на работу необходимо еще три года «доводить»?

Леонид Винокуров: Я считаю, что любой человек, который хочет быть успешным, учится всю жизнь. Он учится и через 25 лет, после того как начал работать, и через 35, и через 45 - пока работает. Другое дело, нет никаких трех лет на то, чтобы человеку сказали: в течение этих трех лет требования к тебе как к стажеру. Специалистами становятся, выполняя определенную задачу. Если люди выполняют эти задачи – они становятся специалистами.

CNews: В результате подписания договора между SAP University Alliance и ГУУ, университет управления стал первым российским академическим членом Альянса. Что дают подобныею союзы ИТ-компаниям?

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Алексей Шлыков: Для нас это первая ласточка, первый российский официальный член университетского альянса SAP. По всему миру таких вузов очень много, но для нас важно, что первый такой вуз появился и в России. На мой взгляд, это дает серьезное преимущество во времени, потому что уже сейчас, при помощи партнера, компании «ТехноСерв А/С», которая была заинтересована в становлении этого центра обучения и курса преподавания при ГУУ, начинают выпускаться специалисты, этот процесс уже работает. Подобно тому, как Форд-старший, запустив свой конвейер, получил преимущество на рынке на несколько десятков лет вперед, так и мы надеемся получить преимущество: конвейер производства специалистов, будучи отлаженным, состыкованным с процессами наших партнеров, даст нам конкурентное преимущество. Для нас также очень важно, чтобы другие вузы, которые будут принимать участие в нашей университетской программе, рассмотрели бы возможность кооперации с ГУУ, для того чтобы сэкономить время и ускорить запуск обучения у себя.

Владимир Годин: Студенты уже на 4 курсе изучают решения SAP и участвуют в реальных проектах
Владимир Годин: Студенты уже на 4 курсе изучают решения SAP и участвуют в реальных проектах

Владимир Годин: Мы переходим к промышленным технологиям, необходимым для того, чтобы формировать специалистов высокого уровня, которые обладают различными стартовыми возможностями в начале своей профессиональной деятельности. В данном случае на четвертом курсе ребята изучают SAP и привлекаются к реальным проектам, на пятом курсе они возвращаются к этому предмету еще раз. На мой взгляд, и остальные предметы, которые изучаются, получают совершенно другое понимание благодаря полученному опыту. Сложности, как и в любом другом большом проекте, безусловно, есть. Но те стратегические преимущества, которые получают наши студенты – главное достоинство проекта. Все остальное – детали, которые разрешатся.

CNews: Как вы оцениваете перспективы сотрудничества системы образования с бизнесом? Можно ли говорить, что на рынке намечается тенденция работы вузов с коммерческими компаниями по совместным программам?

Владимир Годин: Необходимо использовать как опыт крупных корпораций, так и опыт по внедрению небольших решений. Именно это мы стараемся реализовать в нашем вузе. Мы стремимся использовать практически все базовые решения крупных корпораций в наших курсах - будь-то case-технологии, автоматизация документооборота, базы данных или что-то еще. Кроме того, мы также ориентируем студентов на решения, способные автоматизировать средний и крупный бизнес.

Леонид Винокуров: Наращивание и только наращивание, причем стремительное. Если во всем мире эта тенденция на пике, то у нас все только начинается. По моим данными, достаточно большая часть студентов в США на сегодняшний день к ИТ-технологиям уже приписана на втором и третьем курсах, людей, которые не распределены, относительно немного. В России, может быть, ситуация не настолько остра, но то, что крупные системные интеграторы испытывают проблемы с кадрами и постепенно приходят к выводу, что кадры надо растить, - это факт. Другое дело, что потребители данного вида ресурса не должны подходить к ситуации сиюминутно и только потребительски. Нужно инвестировать в соответствующие образовательные программы, это дело сверхперспективное, дающее отдачу. На мой взгляд, вузы будут стремиться находить себе крупных заинтересованных партнеров и те, кто на рынке занимает достойное место, те, кому реально нужны специалисты, безусловно, будут в это инвестировать.

CNews: Какие факторы на Ваш взгляд будут определять дальнейшее развитие российского образования в сфере ИТ и менеджмента?

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Леонид Винокуров: Хотим мы того или нет, образование, как определенный вид бизнеса, который поставляет рабочую силу, будет готовить специалистов в соответствии с требованиями рынка. То, что мы сегодня наблюдаем в совместном проекте SAP, ГУУ и «ТехноСерв А/С», является переходом от «учим тому, чему можем» к «учим тому, что нужно». На мой взгляд, IT-образование пойдет за теми технологиями, которые востребованы на рынке. Если эти системы, технологии, решения, покупаются, значит, этому надо учить – один фактор. Второй фактор – думаю, сохранится некоторая российская специфика, а именно - универсальность нашего образования, что, на мой взгляд, является существенным преимуществом. Ведь можно научить программировать «от сих до сих», а можно человека, который хорошо владеет финансовым, бухгалтерским учетом и знаниями в других областях, привлечь к созданию соответствующих решений. Второе может оказаться очень существенным преимуществом.

С учетом реформы образования, о которой говорится в правительстве, будут все более четко выделяться коммерческая и некоммерческая части образования. И при этом самый интересный вопрос, как повысить эффективность некоммерческой части образования. В коммерческой части образования люди, как говорится, кошельками голосуют, им образование не нравиться, они уходят. А вот некоммерческая часть образования - это очень интересный вопрос.

CNews: Спасибо.