Разделы

Телеком Наука Техника

Оператор-абонент: SMS нашли замену

На начальных этапах развития сотовой связи интерактивное взаимодействие операторов с абонентами происходило при помощи SMS или обычных звонков. Как отмечается в отчете РБК «Исследование рынка мобильного контента. Передача данных и неголосовые услуги», сегодня для решения этой задачи, а также для предоставления множества других услуг все чаще используется технология USSD.

Добиваясь интерактивности

Сегодня услуги SMS – это не только прямой обмен сообщениями между абонентами, но и широкий спектр разнообразных информационных сервисов. Традиционно при помощи службы коротких сообщений можно было узнать прогноз погоды или состояние своего счета. Между тем, в последнее время наряду с SMS для предоставления разнообразной информации своим пользователям операторы мобильной связи активно применяют технологию USSD. Такой подход возник как следствие необходимости обеспечить интерактивный режим взаимодействия абонента с сервером приложений.

По заявлениям представителей сотовых операторов, эта технология идеально подходит для работы с информационными сервисами, подразумевающими диалоговую структуру. В результате облегчается работа пользователей с различными справочными службами, банковское обслуживание, предоставление информации о состоянии счета, предоставление абонентам prepaid возможности получать услуги связи, находясь в роуминге и т.п.

USSD (Unstructured Supplementary Service Data) - это сервис в GSM-сетях, позволяющий организовать высокоскоростное интерактивное взаимодействие между абонентом и сервисными приложениями оператора в режиме передачи данных. Используемая при этом одноименная технология имеет определенное сходство с технологией SMS (и технически, и функционально).

USSD является сессионно-ориентированной технологией - передача данных идет в рамках установленной сессии. В этом сервисы, построенные на основе USSD, очень схожи с сервисами интерактивных систем на базе IVR (Interactive Voice Response). Важное отличие USSD от IVR - отсутствие голосовых соединений между абонентским терминалом и сервисом.

Альтернативное решение

Первоначально USSD-связь была предназначена для предоставления абоненту возможности самостоятельно управлять профайлом своих услуг в HLR (база данных с информацией об абонентах) и взаимодействовать со встроенными в HLR сервисами. Позже технология была расширена возможностями подключения внешних приложений, что сделало ее удобной для работы с информационными сервисами, подразумевающими диалоговую структуру: справочные службы, банковское обслуживание, текущее обслуживание абонентов и т.п.

Технология USSD поддерживается всеми телефонами стандарта GSM. Для пользователя интерактивное взаимодействие при помощи USSD даже проще, чем аналогичные сервисы, основанные на обмене SMS. Оператор при этом имеет возможность полного контроля USSD-трафика.

USSD является выгодной альтернативой и для IVR. USSD-приложение использует сигнальный канал для передачи данных, что позволяет разгрузить голосовые каналы, а значит и уменьшить нагрузку на IVR-систему. Например, для одновременного предоставления обычного интерактивного сервиса 300-ам абонентам требуется 10 потоков E1 к IVR-серверу, а для обслуживания их средствами USSD достаточно только одного сигнального канала к USSD-серверу. В одном потоке E1 может быть сконфигурировано до 16 сигнальных каналов.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

USSD поддерживается технологиями SIM Applications Tool KIT, т.е. позволяет записать и настраивать в SIM-картах специализированное программное обеспечение. Подобное ПО, в частности, позволяет из меню телефона инициировать звонок, USSD-запрос или отправку SMS. Таким образом, абонент может пользоваться сервисом и даже не знать, какая транспортная среда при этом используется - SMS или USSD. Среди других достоинств USSD можно назвать поддержка протокола SMPP и легкость интеграции предоставляемых услуг с биллинговой системой.

В силу облегчения интерактивного взаимодействия у оператора появляются возможности предоставлять новые услуги, некоторые из которых по своим свойствам подобны WAP- сервисам. С другой стороны, операторы, получив в свое распоряжение канал для информирования, все чаще используют его без разрешения своих абонентов. Уже сегодня многие пользователи недовольны возросшим числом «принудительных» опросов, телеголосований, маркетинговых исследований или просто откровенной рекламы.

USSD против SMS

У технологий интерактивного взаимодействия много общего, но есть и ряд различий. USSD, как и SMS, использует в своей работе только сигнальный канал - это является важным достоинством и той, и другой технологии. Однако в силу отсутствия промежуточного хранилища время транзакций при передаче USSD-пакетов значительно меньше, чем при передаче коротких сообщений. Как уже отмечалось, для использования USSD, в отличие от SMS, абоненту не требуется вхождение в меню телефона, поэтому можно использовать функции быстрого набора номера и записную книжку.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

16-ти битная кодировка в USSD позволяет реализовать поддержку национальных языков. Из-за технических особенностей стандарта, в USSD-пакете не передаются некоторые параметры (номер получателя и т.п.), что присутствует в SMS-пакете. При этом длина USSD-пакета становится больше на 20 байт или на 22 символа при 7-битной кодировке.

Интенсивность SMS-трафика

 Интенсивность SMS-трафика

Источник: ACM-Consulting

Определенным недостатком USSD по сравнению с SMS можно было бы назвать отсутствие гарантированной доставки сообщения на сервисное приложение (равно как и в обратную сторону - на абонентский терминал). SMS использует промежуточное хранилище сообщений и обеспечивает механизм их повторной доставки. В случае USSD, при отсутствии ответа от сервисного приложения, сессия не состоится, о чём абонент будет оповещён. Однако, при соответствующей интеграции сервисного приложения, USSD-сервера и SMS-центра, при отсутствии возможности оказать услугу немедленно через USSD-приложение, возможна отправка сообщения при помощи SMS.


Статья подготовлена по материалам обзора «Исследование рынка мобильного контента. Передача данных и неголосовые услуги», приобрести полную версию которого можно здесь.