Разделы

ПО SMB SMB Бизнес

Насколько "бесплатно" открытое ПО?

Концепция Open Source существует уже больше 20 лет, и все это время разработчики и менеджеры пытаются найти компромисс между желанием сделать программные продукты более доступными и возможностью получать от них доход.

Кризисные явления в мировой экономике придали новый толчок развитию открытого ПО. Открытое ПО привлекает руководителей как малых, так и крупных предприятий возможностью решить проблему сокращения ИТ-бюджетов и повышения эффективности, что вызвало значительный рост числа внедрений на базе открытого кода.

Несмотря на некоторую разницу между понятиями "отрытое программное обеспечение" (open source software) и "свободное программное обеспечение" (free software), в целом они очень близки, поэтому под СПО принято понимать весь класс программного обеспечения, распространяющегося на условиях свободного лицензирования. Одной из основных ошибок является однозначная ассоциация СПО с бесплатностью программных продуктов. Принципы свободного лицензирования оговаривают только доступность исходных текстов программ, при этом не исключая возможность коммерциализации.


Движение СПО изначально зародилось в академический среде

СПО вполне можно распространять, взимая за это плату, соблюдая при этом условия свободного лицензирования (предоставляя возможность просматривать, изменять и распространять исходный текст программ). Большое число компаний по всему миру строят свой бизнес на СПО, зарабатывая деньги на доработке, технической поддержке и сопутствующих услугах. Примеры большого коммерческого успеха в среде СПО также есть: например, компания MySQL AB (проданная в свое время Sun Microsystems за 1 млрд долл.) или Red Hat Software (рыночная капитализация оценивается более чем в 6 млрд долл.). Стоит отметить тот факт, что успех данных компаний основывался на грамотном балансе между доступностью базовых версий своих продуктов и разумными ценами за расширенный функционал для корпоративных заказчиков.

Еще одним заблуждением является явное противопоставление традиционных разработчиков коммерческого ПО (в основном, Microsoft) и СПО-сообщества. Софтверные компании никогда не отвергали идею открытого ПО и очень часто поддерживают разработчиков свободных программ. В данном случае правильнее говорить лишь о конкуренции между отдельными программными продуктами (например, Windows и Linux). Кроме того, ведущие вендоры распространяют значительный объем программного кода под открытыми лицензиями, доступный разработчикам для дальнейшего неограниченного распространения, и, по сути, в какой-то мере являются СПО-компаниями.

Монетизация свободных программ

Очевидно, что без финансовой отдачи поддерживать и распространять можно лишь достаточно простые программные разработки. Серьезные программные продукты, ориентированные на решение сложных задач, без получения дохода поддерживать практически невозможно. Чтобы создавать качественный продукт и иметь возможность его развивать, разработчики СПО-проектов вынуждены искать способы финансирования дальнейшей работы. Существует несколько моделей коммерциализации открытых проектов.

Сообщество. Движение СПО изначально зародилось в академический среде, в которой программа является результатом научного исследования и должна быть доступна научному сообществу для верификации и критики. Поэтому программа обязательно должна поставляться вместе с исходным кодом, при этом другие исследователи должны иметь возможность вносить усовершенствования и публиковать изменения. Именно в академической среде берут начало большинство наиболее известных СПО-проектов. Еще одним источником открытых проектов являются разработки программистов-одиночек, изначально создававшихся под решение определенной задачи либо из интереса. Многие разработчики охотно делятся своими наработками, ведь то, что оказалось полезно им, может пригодиться и другим.

Исходный код открытых проектов может заинтересовать других программистов, и они могут использовать его для решения своих задач, сокращая время собственных разработок. Если проект оказывается достаточно интересным, он объединяет вокруг себя определенное число единомышленников (community), которые и занимаются вопросами его дальнейшего усовершенствования и распространения.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Зачастую у разработчиков вообще нет коммерческих интересов, и они развивают проект на энтузиазме или как хобби. Монетизация затрат в подобных проектах обычно производится за счет привлечения пожертвований от индивидуальных пользователей, которым проект оказался полезным, и они заинтересованы в его дальнейшем развитии.

Продажа расширенной поддержки. Именно этот способ получения дохода выбрали большинство компаний, строящих бизнес на СПО. Однако просто поддержка открытых продуктов редко становится прибыльным бизнесом: поддержку достаточно сложно продавать и довольно непросто окупить затраты. Конкуренция на рынке ПО очень высока, и бороться наравне с известными вендорами под силу далеко не всем.

Расширенная техническая поддержка СПО обычно включает в себя доработку программного обеспечения под конкретные нужды клиентов, его тщательное документирование, консалтинг, внедрение, обучение пользователей и т.п. Издание специальных дистрибутивов свободных программ, сопровождаемых подробной документацией, также является частью данной модели.

По мнению аналитиков, подобная модель коммерциализации хоть и является достаточно жизнеспособной, вместе с тем не дает возможности получать большие прибыли. Это ниша в основном для малых компаний с небольшими оборотами, оказывающими услуги незначительному количеству клиентов.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Продажа аппаратного обеспечения. Крупнейшие поставщики аппаратного обеспечения всегда были наиболее преданными сторонниками СПО, поскольку использование открытых продуктов позволяет им снизить конечную цену предлагаемых решений и более эффективно продвигать их на рынок. Многие разработчики наиболее известных СПО-проектов параллельно работали в "хардверных" компаниях, таких как Sun, IBM или Hewlett-Packard. В частности, создатель Linux – Лайнус Торвальдс (Linus Torvalds) – долгое время трудился в компании Transmeta, выпускавшей микропроцессоры. Из этой же среды берет свое начало и проект OpenOffice.org, который основывается на коде проекта StarOffice, выпущенного под открытой лицензией компанией Sun Microsystems.

Концепция СПО идеально подходит разработчикам аппаратных решений, позволяя иметь полный контроль над продуктом и не делать при этом лицензионных отчислений сторонним разработчикам. Одновременно "хардверные" компании являются одними из основных доноров сообщества СПО. Обладая внушительными ресурсами, они могут вносить значительные доработки в исходный код открытых продуктов, способствуя их дальнейшему развитию и распространению.