Спецпроекты

На что ТЭК тратит свой ИТ-бюджет?

Интеграция Конференции Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения
Российский сектор ТЭК переживает непростые времена - лицом к лицу столкнувшись с большой проблемой изношенности оборудования. Эта статья расходов стала основной для компаний отрасли, очевидным образом сокращая бюджеты на ИТ. Предприятиям по силам интеграционные проекты и внедрения стандартного корпоративного ПО, и лишь немногие решаются на масштабные и прорывные ИТ-шаги. О том, как изменить эту ситуацию и что может повлиять на рынок, говорили участники круглого стола "ИТ в ТЭК 2012", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

По данным зарубежных аналитиков (Gartner, Frost&Sillivan), основное направление информатизации рынка ТЭК в 2012 году касается разработки и внедрения интеллектуальных технологий – "умных" сетей, домов, производств, городов, а в 2013 году к ним добавится "зеленая" энергетика. Все эти инициативы направлены на сокращение потери передач электроэнергии с рекордных сегодняшних 30%. Россия в этом ряду стоит особняком, поскольку отечественные потери еще больше, и в стране в 2020 году уровень амортизационного износа предприятий ТЭК достигнет 85%. Одним из приоритетов российской политики становится развитие рыночной инфраструктуры энергетики и интенсификация мер, направленных на повышение конкурентоспособности и прибыльности с одновременным сокращением издержек. В поле внимания отечественных предприятий начинают оказываться моделирование, интеллектуальный учет электроэнергии и оптимальное управление активами. При этом большинство из них сталкивается с серьезными трудностями в силу территориальной распределенности страны, дефицита мощностей на периферии и неоднородности самих ИТ из-за разной степени зрелости ИТ-инфраструктуры отрасли ТЭК. Закрыть эти проблемы могут увеличивающиеся инвестиции в развитие технологий – однако, по данным CNews Analytics, сегодня в среднем предприятие ТЭК отчисляет на эти цели до 1% от бюджета на ИТ (некоторые предприятия – 2-3% на ИКТ), при этом в приоритете стоят краткосрочные проекты с малыми сроками окупаемости и видимым результатом. К ним относят решения, связанные с автоматизацией бизнес-процессов (внутри предприятия и внешне – при работе с клиентом), а также ПО для обеспечения бесперебойности и безопасности технологических процессов.

Вместе с тем отечественные предприятия ТЭК сталкиваются с существенными проблемами, ключевой из которых является избыточное разнообразие используемого ПО и лоскутная автоматизация как наследство после реорганизации отрасли. Ключевой организационно-административный вопрос холдинговых структур — как унифицировать все программные средства, чтобы агрегировать и обрабатывать данные всех подразделений - остается пока открытым. В рамках российской специфики он сопровождается и вопросами безопасности – с одной стороны, обеспечением непрерывности функционирования ключевых элементов инфраструктуры, технологических систем, с другой - исполнением новых требований законодательства, например, ФЗ-152.

Российские реалии

Одним из ключевых докладов круглого стола стал рассказ начальника отдела информационных технологий Министерства энергетики РФ Евгения Новикова о том, как устроена ведомственная информационная система поддержки повседневной деятельности центрального аппарата министерства (ВИС). По его словам, министерство практически завершило переход на безбумажный документооборот, оцифровав свои архивы с 1930-х годов и организовав корпоративный поиск по хранилищам.

ВИС Минэнерго России создавалась в 2008-2011 гг. на базе программных продуктов КБ "Реалтех" и состоит из 10 функциональных подсистем. В качестве отличительных особенностей ВИС Евгений Новиков отметил наличие единой информационной базы данных, исключающей появление дублей в записях, общий механизм разграничения прав доступа для всех приложений, защищающий данные, а также автоматический обмен информацией между удаленными офисами без высокой загрузки каналов связи и возможность дистанционного обслуживания ВИС на местах.

По данным г-на Новикова, ежедневно в ВИС одновременно работают до 400 сотрудниковцентрального аппарата Минэнерго при общей численности пользователей ВИС более 600 человек. В числе федеральных органов исполнительной власти, являющихся абонентами ВИС и поддерживающих обмен электронными документами в рамках опытного участка системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО), значатся 39 ведомств, то есть, около 67% от их общего количества.

В 2011 г. система зарегистрировала 61 тыс. входящих, 25 тыс. исходящих и 17 тыс. внутренних документов, что в среднем на 8-10% больше, чем в 2010 году. За время всей эксплуатации в системе зарегистрировано и обработано 1607 государственных контрактов и договоров, а также получено по МЭДО и зарегистрировано 7100 входящих документов и отправлено 2730 исходящих.

До конца 2012 г. министерство планирует увеличить общее количество предоставляемых с помощью ВИС госуслуг до 18 и реализовать автоматическое взаимодействие с единым порталом госуслуг. Также, по словам Евгения Новикова, ведется разработка мобильного клиента ВИС на базе iPad/iPhone с поддержкой ЭЦП для обеспечения деятельности в ней руководства с учетом требований ФСТЭК и ФСБ России.

Взгляд месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»

Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.